Таинственные скульптуры улицы Турку
Гуляя по бульвару улицы Турку, мы часто проходим мимо пяти небольших скульптур. Рядом с ними нет пояснительных табличек, и мало кто знает, кем они были созданы и как оказались здесь. Их историю пришлось собирать по крупицам, и многое в ней до сих пор остается тайной.
Скульптуры улицы Турку были созданы в нелегкое время. К 1991 году государство перестало закупать художественные произведения, Художественный фонд закрылся, а его предприятия либо были ликвидированы, либо сменили профиль. Союз художников с его традициями и достижениями находился на грани распада, и перед мастерами искусства стояла нелегкая задача — сохранить накопленный опыт и передать его потомкам. И летом 1991 года ленинградский скульптор Владимир Иванович Обухов (Винниченко) организовал Первый Санкт-Петербургский симпозиум по скульптурному пленэру.
Рожденные в гранитном карьере
Пленэр-симпозиум — это совместное творчество. Группа мастеров выезжает в определенное место, где каждый работает над созданием своей скульптуры. Тему для творчества мастер выбирает сам, и таким образом все участники получают возможность свободно реализовать одну из своих идей. Такая работа проникнута духом соревнования, а порой и соперничества, и поэтому в результате получаются интересные и самобытные произведения искусства.
Участникам пленэра-симпозиума оплачивается проживание и питание, а также выделяются деньги на инструменты и материал. А потом созданные ими скульптуры украшают какой-нибудь городской парк или сквер. Для города это очень выгодно, ведь стоимость сделанных на пленэре скульптур выходит намного дешевле, чем приобретение готовых работ.
Скульптурные пленэры часто проводились в советское время. Но во времена распада страны эта идея не нашла поддержки у питерских властей, причем среди противников оказался даже знаменитый скульптор Михаил Аникушин. Предпочитая работать с бронзой, мэтр не считал гранит достойным материалом, а создать что-то ценное за полтора-два месяца, по его мнению, было вообще невозможно.
И все же пленэр-симпозиум состоялся — по некоторым данным, средства на его проведение, 80 тысяч рублей, выделил ленинградский бизнесмен, ныне проживающий за границей. И тогда Владимир Обухов и еще восемь мастеров отправились на гранитный карьер в поселке Кузнечное, где в течение двух летних месяцев вырубали статуи из светло-розового камня. Уже 14 ноября 1991 года девять созданных ими скульптур были установлены на бульваре улицы Турку. Сейчас их сохранилось всего пять.
Исчезнувшие скульптуры
Владимир Обухов (Винниченко). «Поверженный»
Самая драматичная работа этой серии — скульптура «Поверженный». Фигура сильного, но искалеченного героя напоминает о трагедии нашей страны. Судя по старой фотографии, эта композиция была установлена в самом центре бульвара улицы Турку между Будапештской и Бухарестской улицами.
К сожалению, скульптура находилась в Купчино недолго и вскоре при неизвестных обстоятельствах была вывезена в Ханты-Мансийск. В 2001 году «Поверженный» был установлен в «Саду культур» около Дома архитектора Югры, но и здесь скульптура не имеет таблички с именем автора и названием. Поэтому ее сюжет — загадка для жителей и туристов.
Автор «Поверженного» Владимир Обухов (Винниченко) (1947—2007) — известный скульптор, медальер, и еще поэт. В Санкт-Петербурге можно увидеть много его работ — это памятник Володе Ермаку на одноименной улице, мемориальная доска Ольге Берггольц на улице Рубинштейна, памятник Петру I в Ниеншанце и созданная вместе с супругой Ларисой Гапоновой композиция «Бегущие дети» у метро «Пионерская». Руками Владимира Обухова был высечен бюст маршала Жукова, установленный в 1995 году на проспекте Славы. А его модель памятника поэту Николаю Рубцову стала победителем конкурса, но к сожалению, так и не была воплощена.
Анатолий Блонский. «Ева»
Вместе с «Поверженным» в Ханты-Мансийск отправилась и нежная «Ева» Анатолия Марьяновича Блонского (род. 1939). Они стоят рядом в «Саду культур», а ранее мастер успел сфотографировать ее для своего альбома.
"Он — скульптор Анатолий Марьянович Блонский – русский мастер – реставратор и портретист, монументалист и лирик. Под его мощными ударами крошится пористый гранит и послушно течет, складываясь в прекрасные формы женского тела – глина и бронза. Он мастер", — написано в аннотации к одной из выставок скульптора.
Женские образы миниатюрных скульптур Блонского очень красивы и пластичны. Однако еще больше скульптор известен своими военными мемориалами в больших и маленьких городах нашей страны — Тутаеве, Фурманове, Солнечнодольске. Среди его работ — памятный знак в честь 50-летия Победы в Ломоносове, обелиск погибшим на войне в поселке Лайский Док Архангельской области и памятник «Здесь сражались за Родину» в санатории «Огонек» в Стрельне. Для ребятишек, лечащихся в этом санатории, скульптор также вылепил несколько шутливых скульптур.
Виталий Цибульник. «Плодородие»
Неизвестно, где сейчас находится скульптура «Плодородие» недавно ушедшего из жизни скульптора Виталия Александровича Цибульника (1942—2020). Она была похищена самой первой, и на память о ней осталась только старая фотография.
Создавший ее мастер родился по дороге из блокадного города в эвакуацию. Учился в Ленинграде, но потом долгое время работал в Ижевске, и до сих пор считается одним из ведущих скульпторов Удмуртии. Там стоит много его памятников.
Одна из деревянных миниатюр Виталия Цибульника, представленная в 2012 году на его персональной выставке, напоминает утраченную купчинскую статую. К сожалению, этот талантливый скульптор ушел из жизни минувшим летом, он похоронен на Волковском кладбище.
Вениамин Сидоренко. «Амазонка»
Последняя в этом списке — композиция «Амазонка». Девушка, слившаяся с конем в едином порыве, была отмечена Дипломом II степени. По-видимому, как и «Плодородие», в 1990-х года она оказалась в чьей-то частной коллекции. По иронии судьбы, ее автор Вениамин Георгиевич Сидоренко (род. 1938) не раз занимался восстановлением утраченных памятников.
Заслуженный мастер, чьи работы находятся в ведущих музеях нашей страны, участвовал в восстановлении главных горельефов храма Христа-Спасителя и восстановил бюст Петра Первого на кронштадтском форту Кроншлот. Скульптор создал множество интересных работ в миниатюрном жанре — портретных медальонов, медалей и камей, многие из которых находятся в ведущих музеях нашей страны. А работает Вениамин Сидоренко скромным учителем лепки в художественной школе Кронштадта.
Скульптуры, которые остались с нами
Станислав Задорожный. «Отец Иакинф»
Больше всего можно рассказать о скульптуре Станислава Константиновича Задорожного «Отец Иакинф». Строгая, аскетичная фигура изображает первого русского синолога Никиту Яковлевича Бичурина (1777—1853) — священника-миссионера, неутомимого путешественника и автора первых в России научных работ о Китае, Монголии и Средней Азии.
Возможно, на выбор скульптора повлиял изданный в 1978 году роман Владимира Кривцова «Отец Иакинф», эта книга пользовалась большой популярностью в 1970-е — 1980-е годы. "Из точных и впервые отысканных подробностей Кривцов сочинил увлекательную историю. С яркими персонажами. С любовью к природе и культуре. С превосходным, образцовым словарем", — отзывался об этом романе литературный критик Самуил Лурье.
Станислав Константинович Задорожный родился в 1943 году в Мурманске. Образование получил в Ленинграде, и в 1990-х годах был председателем секции скульптуры Санкт-Петербургского Союза художников. Работы мастера украшают многие города нашей страны, а сам он предпочитает творить из камня — гранита, мрамора, известняка.
Среди известных скульптур Станислава Задорожного — шутливая композиция «Рыбак», украшающая центральную набережную Петрозаводска. А на Свердловской набережной Санкт-Петербурга стоит его скульптура «Оленеводы Саами». Двуликого «Хроноса» можно увидеть в Петродворце, а «Кузнеца» — в Выборге. В минувшем году Станислав Задорожный выложил на «YouTube» минутный ролик, показывающий начальную стадию обработки гранита для будущей скульптуры «Морж» на пленэре в Ораниенбауме.
Александр Молев. «Апостол Петр»
С «Отцом Иакинфом» перекликается скульптура «Апостол Петр» Александра Молева. "Отличительным признаком, характеризующим работы Молева, является его способность заключать фигуры в формы, подчеркивающие неразрывную связь с объемом. Это относится и к парковой работе «Апостол Петр» на ул. Турку, С. -Петербург. Полное ощущении цельности объема возникает при знакомстве со многими работами художника", — охарактеризовал эту работу известный искусствовед Валерий Выборжанин.
Александр Валентинович Молев (1952—2010) — один из любимых учеников Михаила Аникушина. Сейчас его работы находятся в Русском музее и «Манеже», а персональные выставки, кроме нашего города, проходили в Вашингтоне и Гамбурге.
Случайно Александр Молев стал создателем уникальной «лоскутной» скульптурной техники. Не имея средств на отливку своих работ в бронзе, он вырезал их из дерева и обивал металлическими пластинами. В результате у мастера получалась целая серия необычных и ярких произведений, многие из которых сейчас находятся в частных коллекциях в разных странах мира. Мастер немного не дожил до 60-летия, его большая посмертная выставка была организована Союзом художников в 2012 году. Похоронен в Сестрорецке.
Удивительный человек, владевший пятью иностранными языками, Александр Молев часто говорил ученикам : «Художник не вправе ныть, скулить и выплескивать на зрителя свою усталость, раздражение и негативные эмоции. Настоящий мастер должен уметь возвыситься над обыденностью, быть выше моды, конъюнктуры и житейских обстоятельств».
Юрий Евграфов. «Похищение Европы»
Скульптура «Похищение Европы» — самая миниатюрная из всех, сохранившихся в купчинском сквере. Сильную женщину, объятую мощной стихией, создал Юрий Владимирович Евграфов (род. 1952), старший преподаватель факультета дизайна СПбГУ. Другую его работу, написанную на античный сюжет, скульптуру «Орфей», можно увидеть в «Саду скульптур» в Выборге. Этот сад тоже появился благодаря симпозиуму-пленэру, но в отличие от Купчино, там все статуи с 1988 года стоят на своем месте.
Работы Юрия Евграфова также можно увидеть на «Литераторских мостках» — это памятники артисту Игорю Горбачеву и камень с нотами на могиле композитора Валерия Гаврилина. Он же сделал мемориальные доски на домах, где жили Валерий Гаврилин и Игорь Горбачев. А в городе Обнинске у музыкальной школы стоит созданная Юрием Евграфовым скульптура «Икар».
Виктор Зайко. «Садовница, или Ожидание»
Самая загадочная из купчинских скульптур — «Садовница, или Ожидание» Виктора Владимировича Зайко (род. 1944) — ее сюжет можно раскрывать по-разному. Однако другие произведения этого мастера более реалистичны. В Пушкине можно увидеть созданный Зайко обелиск Воинам-интернационалистам и еще несколько творений выполненных в классическом стиле — памятник Сергию Радонежскому, бюсты Анны Ахматовой и Николая Второго, мемориальную доску поэту Иннокентию Аненскому.
В Санкт-Петербурге, в саду на 25-й линии Васильевского острова, находится созданный им памятник Николаю Рериху. Давний поклонник знаменитого философа и художника, Виктор Зайко работал над этим образом 20 лет.
Скульптура Зайко Цесаревич Алексей находится в Петродворце, в парке Александрия, а строгий бюст Анны Ахматовой — в украинском селе Слободка-Шелеховская. Из других работ мастера очень берет за душу композиция «Человек и раненая птица», рожденная под впечатлением от катастрофы в Мексиканском заливе: «Эти персонажи являются заложниками одной проблемы: оба одинаково страдают, и оба нуждаются в помощи», — объяснил скульптор.
Более тридцати работ Виктора Зайко приобретены ведущими музеями нашей страны и зарубежными частными коллекционерами.
Евгений Черкасов. «Музыкант»
В тени деревьев, у самой детской площадки грустит «Музыкант» Евгения Черкасова. О чем думает усталый артист, склонившись у футляра своего инструмента? Мы не знаем, но этот образ очень близок и понятен многим людям. Евгений Васильевич Черкасов (1932—1999) — скульптор-фарфорист из Стрельны, был учителем рисования, а также работал на Ленинградском фарфоровом заводе, для которого создал множество красивых статуэток.
Монументальные скульптуры Евгения Черкасова установлены в разных городах России. Среди них — памятник «Ветеранам Зеленогорска» и бюст Н. Н. Петрова в НИИ онкологии в Песочном. Работы мастера также находятся в коллекции Государственного Эрмитажа, в Елагиноостровском дворце, в других музеях страны и в частных коллекциях.
Творчество каждого из мастеров, создавших эти скульптуры, достойно отдельного рассказа. И этот обзор — это лишь беглая попытка приглядеться к статуям улицы Турку и соприкоснуться с их талантливыми создателями. Волею судьбы мы лишились нескольких самобытных изваяний, которые когда-то были украшением нашего бульвара. И нельзя допустить, чтобы оставшиеся скульптуры тоже оказались утраченными.
Ольга Ясененко.
Автор выражает благодарность скульптору Анатолию Блонскому, краеведу Леониду Харитонову и сотруднику Императорского фарфорового завода Александру Черкасову за помощь в поиске информации.