Столкновение поездов на «Купчинской»: хронология установлена, последствия ликвидированы

Вчера, 29 июля, в 11 часов вечера завершились восстановительные работы на железнодорожной станции «Купчинская», где произошло столкновение двух грузовых локомотивов.

Как сообщила пресс-служба Октябрьской железной дороги, в работах было задействовано около 180 человек. Была привлечена специализированная техника, два восстановительных поезда выехали со станций  станций Волковская и Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский.

Вчера, к четырем часам дня мощными кранами были подняты оба электровоза и опрокинувшийся вагон. По словам очевидцев, для подъема одного из локомотивов пришлось частично демонтировать поперечную консоль, стоявшую прямо над местом аварии. После этого были восстановлены разрушенный железнодорожный путь со стрелочными переводами и контактная сеть. Теперь станция «Купчинская» снова может пропускать грузовые поезда в полном объеме.

Компания РЖД опубликовала предварительную информацию о деталях столкновения. По еще не установленной причине поезд № 3812, состоящий двухсекционного локомотива 2ЭС4К № 039 (зеленого цвета) из 54 вагонов проехал на запрещающий сигнал светофора и на стрелочном переводе № 33 столкнулся с поездом № 1255, состоящим из трехсекционного локомотива 3ЭС4К № 070 (серого цвета) и 33-х вагонов, причем в 16-ти из них находился груз опасной категории. Видимость светофора составляла более 200 метров и соответствовала норме.

Начало отчета о происшествии похоже на задачу из учебника математики. Поезд № 3812 отправился со стороны станции Шушары в 13 часов 41 минуту. Навстречу ему со станции «Рыбацкое» в 13.47 выехал поезд № 1245.

За несколько минут до происшествия, в 13.47 дежурная по станции «Купчинская», как положено, обратилась к Переведенцеву по рации: «3812-й, электровоз 039», однако ответа от машиниста не последовало. Через две минуты, в 13.49, локомотив 3812 проследовал входной сигнал станции.

Состав с серым локомотивом вошел в пределы станции в 13.52. В 13.54, заметив движущийся навстречу поезд, его машинист применил экстренное торможение. Скорость его поезда на тот момент составляла 25 км/ч, а до места столкновения оставалось всего 32 метра.

Заметив встречный поезд, машинист зеленого локомотива тоже стал экстренно тормозить, но его скорость была 19 км/ч, а до места аварии было каких-то 19 метров. Как известно, поезд мгновенно остановить невозможно.

Столкновение произошло в 13.55.07, оба локомотива сошли с рельс всеми колесными парами. Также в поезде № 3182 с рельс сошел первый вагон — к счастью, пустой. В результате аварии серьезно пострадал машинист зеленого локомотива, его срочно доставили в больницу имени Джанелидзе с черепно-мозговой травмой и ушибом грудной клетки. Позже его перевели в ведомственную больницу РЖД,

Второй локомотив в момент аварии уже успел пройти стрелку, и удар пришелся по касательной. Страшно подумать, но затормози он чуть раньше, столкновение было бы лобовым. У машиниста случился гипертонический криз, но после осмотра медики отпустили его домой.

Схема происшествия.

В каждом из локомотивов также находились помощники машинистов, но о их состоянии ничего не говорится.

В отчете РЖД сообщается о проблемах в ТЧЭ «Варшавский», к которому приписан поезд № 3812. С 2019 года предприятие находится в зоне «недопустимого риска» из за серии грубых нарушений. Среди них — саморасцеп состава на станции «Лужская», столкновение при прицепке к пассажирскому составу на Витебском вокзале и проезд без команды по станции «Купчинская» — это происшествие случилось 20 сентября 2019 года.

Фотографии ликвидации аварии сделаны Леонидом Харитоновым.