Купчино глазами советских архитекторов — проект планировки южной части района 1971 года
26 июля 1971 года Ленгорисполком утвердил проект планировки кварталов между рекой Волковкой, проспектом Славы, Софийской улицей, южным железнодорожным полукольцом и Витебской железной дорогой — проще говоря, южной части Купчино.
Новый район было решено застраивать 9-этажными и частично 5-этажными домами, более высокие здания планировались лишь в наиболее ответственных местах. Средняя плотность жилого фонда, при средней высоте жилых домов 10,5 этажа, получалась 4650 кв. метров на гектар жилой территории. Нормативы проекта учитывали и старые здания около завода «Стройфаянс».
За год до начала строительства нужно было снести «малоценные одноэтажные дома» деревни Купчино и соседних садоводств, принадлежавших Государственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, НИИ Галургии, объединению «Красный треугольник», предприятию Г-4916 и правлению «Заря» кассы взаимопомощи пенсионеров Октябрьского района.
Также проект предусматривал реконструкцию радиостанции, площадь которой сокращалась до двух гектаров и перенос трех проходящих через новые кварталы высоковольтных линий.
Всю территорию южного Купчино планировалось разделить на четыре микрорайона с общей планировочной структурой. В каждом из них должны быть размещены школы, детские сады, торговые центры и блоки коммунального обслуживания.
Также предусматривалось строительство объектов районного значения — кинотеатров, клубов, библиотек, музыкальных школ, домов пионеров и школьников, детских и взрослых поликлиник , детских спортивных школ, бассейнов и комбинатов общественного питания. Венчают список детская и взрослая районные больницы, универмаг и пекарня-кондитерская.
Площадь зеленых насаждений общего пользования в новых кварталах должна была занять 324 гектара, а средняя обеспеченность населения зелеными насаждениями, по норме, доходила до 14,2 кв. метра на человека.
Проект предусматривал озеленение внутриквартальных территорий, участков школ, детских дошкольных учреждений, спортивных сооружений, общественных центров, улиц, площадей, коммунальных территорий, технических полос, а также создание защитных зеленых зон площадью 22 гектара. Даже снос садоводств, лежащих по берегам Волковки, должен был проводиться с максимальным использованием существующих деревьев для внутриквартального озеленения.
В районе должно было появиться два сада — один по обе стороны Южного шоссе около Белградской улицы, а другой — на территории нынешнего Загребского бульвара. В кварталах, прилегающих к нынешней Малой Балканской улице на протяжении от Димитрова до Бухарестской планировалась посадка защитных зеленых насаждений.
Немало внимания уделялось и спорту — в проекте резервировалась территория для большого спортивного объекта и еще 40 гектаров выделялось под строительство стадионов и спорткомплексов с бассейнами. Кроме этого, внутри кварталов размещались спортивные и физкультурные площадки.
Дунайский проспект должен был стать скоростной дорогой, а Белградскую, Балканскую, Бухарестскую, Софийскую и Димитрова планировалось сделать магистральными улицами городского значения .
Улицами районного значения должны были стать Будапештская, Каштановая аллея и пока еще безымянные Олеко Дундича и Купчинская. Остальные улицы предназначались для местного движения транспорта, а Южное шоссе напротив парка Интернационалистов наоборот для городского транспорта закрывалось.
Трамвай должен был ходить по Бухарестской и Димитрова, его трассу венчали два кольца — на пересечении Бухарестской с Балканской и у станции метро «Витебская» (так тогда хотели назвать метро «Купчино»)
Троллейбусная трасса отличалась от современной — с Будапештской «рогатый» сворачивал на Каштановую аллею и по южному отрезку Бухарестской улицы доходил до трамвайного кольца, совмещенного с троллейбусным.
Помимо метро «Витебская», конечной станции Московско-Петроградской линии, уже тогда упоминалась проектируемая ветка вдоль Бухарестской улицы, но ее строительство выходило за пределы расчетного срока текущего проекта.
Также были зарезервированы территории для восьми многоуровневых транспортных развязок, они располагались на пересечении «скоростного» Дунайского проспекта с железными дорогами и магистральными улицами, а также на пересечении магистральных улиц с железными дорогами.
Самыми первыми из них должны были появиться развязка в створе улицы Димитрова у Витебской железной дороги и два моста через Волковский канал.
Проект резервировал участки для конечных автобусных, троллейбусных и трамвайных стоянок, семи автозаправок, четырех станций техобслуживания с автомойками для автомобилей, тягловой подстанции и сорока гаражей (!) для личного автотранспорта. А в квартале, где сейчас находятся ЖК «Серебряные ключи» и «Максидом», было выделено 8 гектаров земли для автопарка, рассчитанного на 500 автобусов.
Уделялось внимание и железнодорожному сообщению — в проекте упомянуто развитие транспортного узла у железнодорожной станции «Витебская-Техническая» и строительство пешеходного тоннеля под железнодорожными путями. Пассажирская станция «Витебская» (ныне «Купчино») располагалась рядом, к югу от Дунайского проспекта. Заодно проект предусматривал развитие грузовой станции «Купчинская».
В документе упомянуты пять резервных железнодорожных переездов — на Южном шоссе, на улице Димитрова, южнее ремонтно-эксплуатационного депо, западнее Бухарестской улицы и на пересечении с Софийской улицей.
Новые дома обеспечивались электричеством, тепло — и водоснабжением, в ожидании запуска Южной ТЭЦ они подключались к существующим подстанциям и котельным. Чтобы обеспечить телефонную связь проектировались три АТС.
Для канализационных вод нужно было проложить коллектор под улицей Димитрова, а дождевые стоки выводились в Волковский канал. Для уборки улиц планировалось построить две пескобазы со стоянками транспорта — одну восточное Софийской улицы, а вторую в зоне санитарного разрыва от станции «Витебская-Техническая».
Отдельной строкой говорится о запланированных в 1972—1974-х годах работах по оздоровлению и благоустройству бывшей купчинской свалки на месте нынешнего Загребского бульвара и организации санитарно-защитной зоны с временным благоустройством и озеленением в радиусе 500 м на срок 10 лет — таким было решение Ленгорисполкома от 30.07.1968 г.
В конце документа речь идет о строительстве спрямленного Волковского канала вдоль Белградской и Балканской улиц, засыпке поймы реки Волковки, оврагов, противотанкового рва, карьеров 4-го кирпичного завода, попадающих под магистрали, и карьеров, оставшихся от железнодорожного строительства, попадающих под магистрали и застройку, эти работы были запланированы на 1972—1973 года.
Контроль за исполнением этого важного документа с мистическим номером 666 был возложен на Главное архитектурно-планировочное управление Ленинграда, мы же можем сравнить его положения с обликом нашего района и увидеть, что удалось осуществить, а что нет.
Но самое главное — решение Ленгорисполкома подтверждает, что наш район возводился планомерно, как единое целое. В основе его проекта лежат определенные нормы уровня нашей жизни, такие как плотность жилого фонда, число школ, садов, площадь зеленых насаждений. К сожалению, уплотнительная застройка последующих лет уничтожила этот баланс, создав огромное количество проблем современным жителям Купчино и их потомкам.
Ольга Ясененко.
Фотографии из личных архивов жителей нашего района взяты с сайта «Купчино. Исторический район».