Гаражное общежитие или гражданское общество?
Ситуация с выселением гаражного кооператива ПО-3 меняется с каждым днем и, несмотря на высокую активность инициативной группы, по прежнему кажется неразрешимой.
Недавно прокуратура Санкт-Петербурга пресекла угрозы ООО «СтройТрестГалант-2» установить на территории гаражей свой шлагбаум, но это лишь временная победа — самоуправство представителей застройщика удалось сдержать лишь до окончания судебных процессов. А некоторые из них уже проиграны.
В актовый зал колледжа Петербургской моды на Дунайском проспекте, где 4 марта состоялось очередное собрание владельцев гаражей, пришло много людей — несмотря на достаточно раннее для выходного дня время, здесь собралось около трех сотен человек.
Многим не терпелось найти решение проблем побыстрее — зачитываемый Сергеем Шорышевым долгий список отправленных в разные инстанции обращений, заявлений и жалоб люди дослушивали с трудом
— Да хватит об этом! Главный вопрос — наши перспективы! — раздавались нетерпеливые возгласы.
— Мы отправили огромное количество документов. Сейчас «долбим» прокуратуру. Все очень сложно, они и город «на одной волне». Но сейчас мы узнали интересную вещь - все, кто платил налоги до 2011 года, являлись по документам «собственниками», а потом почему-то перестали ими быть. Так что проверьте свои старые документы - может у вас сохранились квитанции с тех лет? — отвечал им Шорышев.
— Да какая разница, ведь на их будке все равно написано, что гаражи выкупают! — крикнул кто-то из зала.
На помощь Сергею Шорышеву пришел помощник депутата М. Романова Константин Чернышев. Он рассказал людям о том, что отныне подавать иски будет намного сложнее.
— Так как по решению суда договор аренды этого участка расторгнут, Всероссийское общество автомобилистов (ВОА) больше не может, отстаивать ваши интересы в суде. В ее силах теперь только помогать вам какими-нибудь другими способами. Теперь вам все придется делать самим.
К сожалению, единого мнения о том, являются ли гаражи объектом недвижимости, в судебной системе сейчас нет, — продолжал помощник депутата. — Есть закон о государственной регистрации прав, в соответствии с ним должна быть сделана запись в городском реестре. Но таких документов у вас нет. Сергей Брусов пробовал подать несколько исков, но они были оставлены без движения.
Многое из того, о чем говорил Константин Чернышев, звучало для людей не очень понятно. Да и сама мысль, что теперь придется все делать самим, вызвала у некоторых сильное раздражение.
— А вы, депутаты, что делаете? — выкрикнул из зала один мужчина, — Почему не помогаете? Вы в своей Единой России хоть что-то сделали для народа? — Его возглас был поддержан одобрительным гулом. И тогда поднялся молчавший до этого времени руководитель инициативной группы Фиркет Ализаде:
— Я каждый день нахожусь на территории гаражей. Я выпроводил строителей, мы сами заперли ворота. Я бросил клич, чтобы к нам шли на помощь, но никто не отозвался. Только несколько человек, да и то многие из соседних кооперативов. Но территорию мы отстояли! Это показывает, насколько вам все это надо.
Когда нас начали выселять, звонить с угрозами, никто из вас даже не обратился в милицию. И когда мы решили скидываться по 200 рублей на юриста — многие ли из вас внесли деньги? А ведь суды — это очень дорого — кто будет оплачивать все издержки если мы проиграем? Мы везде говорим, что нас больше тысячи человек — а сколько вас в зале? Где все остальные?
Эти слова были встречены бурными аплодисментами собравшихся.
Фикрета Ализаде поддержала пришедшая на собрание руководитель МО 75 Александра Васильева
— Зря вы говорите, что ничего не делается. Ваша инициативная группа сделала все, что можно, провела все необходимые встречи. На территории нашего МО такое впервые. Все наши депутаты вас поддерживают. Если ваш митинг не разрешат — мы поможем его провести, потому что проблема очень серьезная — на нашей территории почти нет мест отдыха, зеленых насаждений. Мы желаем вам удачи и надеемся на победу!
В зале снова раздались аплодисменты.
Выступил заместитель председателя районного отделения ВОА Игорь Токарев:
— С места кричать вы все умеете, а на деле — никого. Кроме вас никто ничего не решит. Депутаты работают, Фикрет всех обзванивает, «Галант» на всех встречах обвиняет Михаила Романова и ВОА в том, что если бы не они, территория давно была бы уже освобождена!
— Да вы нас просто сдали! — закричали в ответ из зала. — Вы лишили нас прав, ваше руководство уклоняется от встречи. и ничего не делает. Нашим соседям вы тоже не объяснили, что надо вовремя регистрировать собственность. Вы только брали взносы!
Ситуация накалялась, и стало видно, что разногласия у владельцев гаражей существуют не только с руководством ВОА, но и между собой. Да и как могло быть иначе — ведь до того, как возникла эта ситуация, этих людей ничто не связывало друг с другом, и теперь им, приходится учиться действовать сообща.
На подиум поднялся сидевший в зале бывший председатель инициативной группы Виталий Вицина:
— Это мы с Фикретом закрыли ворота. Я там прозябаю все время! А вы — раскололись, даже не смогли деньги собрать! Что вы сделали?
— Давайте создадим мобильную группу! — раздались возгласы из зала.
— Если вы отстаиваете свои права это будет законно. Но ни в коем случае нельзя портить имущество ивестора, — предупредил разгорячившихся людей Константин Чернышов.
Неожиданно с места в зале встала дама:
— Я не владелец гаража, а представитель общественной организации. Хозяин «Галанта» «Строительный Трест» точно так же выселяет людей и в других районах. Если вы организуетесь, то сможете отстоять свои гаражи.
— На Тореза «Строительный Трест» тоже выиграл все суды, но людям удалось отстоять землю. И вам надо выходить на улицу, — добавил Константин Чернышев. — Потому что даже если договор мены будет признан незаконным, застройщик просто перепишет его другую сумму и заплатит штраф. На кон поставлены очень большие деньги.
Свой вариант решения проблемы предложил и член инициативной группы Сергей Брусов:
— Запрет прокуратуры на установку застройщиком шлагбаума — это временная отсрочка, она будет действовать только до окончания судебных процессов. А дальше «Строительный Трест» добьется введения серветута — назначит цену за проезд к вашим гаражам по своей территории. Года за полтора накопится сумма долга, соизмеримая со стоимостью гаража. Тогда они вызовут судебных приставов и гараж заберут. Поэтому если они поднимут цену за гараж до 150 000 — надо соглашаться. Землю они все равно заберут, «Строительный Трест» уже платит налоги за эту территорию.
Недавно был принят закон, — продолжал Сергей Брусов, — запрещающий частным лицам оспаривать государственные документы. Поэтому теперь без ВОА мы не сможем оспорить договор мены. Для этого нам надо создать свое товарищество.
Идея создания товарищества была неожиданной не только для сидевших в зале, но и для президиума собрания.
— Это товарищество не будет иметь никаких прав, так как в прежних договорах оно не фигурировало — выступил с протестом Константин Чернышев. — Да и зачем оно вообще? Ведь ВОА до сих пор ваши права отстаивают! Просто люди сами должны проявлять личную инициативу.
Посыпались претензии к ВОА — почему не сообщили о договоре мены, не наняли юриста, куда деваются деньги?
За ВОА снова вступился Константин Чернышов: — Им предъявлена претензия на 180 миллионов рублей за пользование участком после истечения срока аренды, Владислав Шерешев (руководитель районного отделения ВОА) ведет огромную переписку по судам. И единственный шанс у вас — зарегистрировать свою собственность и заставить застройщика ее выкупать за большие деньги.
Денежный вопрос оказался очень важным — по словам поднявшегося следом заместителя председателя ВОА Игоря Токарева, общество уже потратило на на разрешение этой ситуации миллион рублей. Каждый поданный иск обходится около семи тысяч, и даже рассылка смс такому большому количеству людей выливается в крупную сумму.
Поэтому вопрос о товариществе повисла в воздухе. Фикрет Ализаде, предложил не торопиться и хорошенько обдумать — необходимо это или нет.
Понемногу люди из зала стали расходиться. Напоследок организаторы еще раз напомнили о необходимости собрать документы для регистрации прав собственности. Наиболее активные записались в мобильную группу и оставили свои координаты для связи. А тему товарищества решено было вновь поднять на планируемом на 12 марта митинге.
На этот митинг возложены очень большие надежды. По словам Фикрета Ализаде, привлечь к участию в нем необходимо другие гаражные кооперативы, жителей окрестных домов, пригласить ведущие городские сми. Возможно, общественный резонанс заставит власти пересмотреть свою политику в отношении всех гаражных кооперативов в городе.
И, похоже, сейчас ситуация складывается так, что стоимость гаража будет измеряться в умении сообща искать выход и готовности тратить личное время, душевные силы и финансовые средства на отстаивание общих интересов. Шанс невелик, но по-другому добиться своего, похоже, не получится.
И это касается не только владельцев гаражей, но остальных граждан.
Ольга Ясененко.