Обуховский ДСК-2: родина купчинских «панелек»
Проезжая по проспекту Александровской Фермы, мы видим желтые портальные краны. Их огромные клювы перемещают металлопрокат – так же плавно и уверенно, как в былые времена, когда эта территория принадлежала Обуховскому домостроительному комбинату, или ДСК-2. Сейчас мало кто знает, что именно на этом предприятии родилось большинство панельных домов Купчино.
Первые домостроительные комбинаты были созданы в 1959 году, когда в СССР стартовала программа массовой жилищной застройки. Вокруг Ленинграда стали расти огромные микрорайоны, где каждый квартал возводился в соответствии с проектом детальной планировки города. Воплощала этот проект гигантская структура – строительное управление Главленинградстрой. Множество входящих в нее предприятий ежегодно возводили до 2,5 млн кв. м бесплатного жилья. В их числе был Обуховский ДСК-2, считавшийся крупнейшим домостроительным комбинатом не только в СССР, но и во всем мире. Только за первые пять лет он обеспечил жильем сотню тысяч человек.
На домостроительных комбинатах делали железобетонные детали зданий — панели для стен и межэтажных перекрытий, лестничные площадки и марши, санитарно-технические кабины, блоки для лифтовых шахт и вентиляции, ограждения балконов и лоджий. Плиты, произведенные в цехах ДСК, были прочнее и качественнее тех, что заливались в арматуру прямо на стройплощадке. Да и собирать дома из готовых деталей было быстрее. Жаль лишь, что типовые опалубки не позволяли выпускать широкий сортамент плит – поэтому дома советских массовых серий выходили однотипными.
Обуховский комбинат уже с начала 1960-х годов считался передовым производством. Его диспетчерская была оснащена внутренней телевизионной связью, а оборудование главного корпуса позволяло отливать крупногабаритные плиты размером с жилую комнату. Комбинат посещали делегации из разных стран — Монголии, Индонезии, Египта, Италии, Норвегии, Польши. Приезжал сюда и главный идеолог массового жилищного строительства — первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев.
На Обуховском ДСК-2 были огромные цеха — бетоносмесительный, арматурный, формовочный, стекольный, ремонтно-механический, керамзитный. Некоторые из них работали непрерывно, в три смены. Компоненты керамзитобетонной смеси — песок, щебень, гравий — дробили до нужной фракции и по транспортерам подавали в бетоносмесительный цех. Оператор, сидя за пультом, контролировал их пропорции, а также количество воды и химических добавок. А потом качество готовой смеси проверяли в заводской лаборатории. Испытаний было несколько — в разрывной машине, на прессе, под ультразвуком и в холодильных камерах.
Металлопрокат для арматурных сеток привозили с Череповецкого металлургического комбината, с предприятий Донбасса. В арматурном цеху намотанный в огромные катушки прут поступал на сварочносеточную машину. Готовую сетку сварщики доделывали вручную.
В формовочном цеху арматурную сетку закладывали в смазанную внутри термоформу-кассету и заливали бетоном, уплотняя его вибрацией. Через час резко поднимали температуру до 100 градусов и еще несколько часов обрабатывали панель паром. Остывшие железобетонные плиты шлифовали, маркировали и отправляли на склад. А кассеты чистили и использовали заново. Фасадные плиты делали в особом цехе, и здесь же ставили оконные коробки. Готовые плиты доводили вручную и тщательно мыли.
Ряды панелей заполняли огромный полигон в центре комбината. Диспетчер по радиосвязи давал указания, сколько плит такого-то типа грузить для отправки на объект. Огромные краны, плавно перемещаясь по рельсам, отбирали нужные плиты, укладывали на панелевозы и те отвозили их на стройку.
За «нулевой цикл» строительных работ в каждом квартале отвечал один из трестов квартальной застройки Главленинградстроя. Его специалисты делали геодезическую разметку, подводили инженерные сети, забивали сваи и возводили фундаменты будущих домов. Затем в дело вступали ДСК – их монтажные бригады складывали дом из плит собственного производства, словно конструктор. А установкой сантехники, электрооборудования, лифтов, отделкой помещений и благоустройством территории занимались уже специализированные тресты.
Поначалу большинство продукции Обуховского ДСК уходило в Невский район, в кварталы пятиэтажек серии ОД. Но в 1963 году комбинат стал опытно-показательным производством — ему поручили освоить выпуск новых серий домов с более качественными плитами и улучшенными планировками. Началась модернизация — в формовочном цеху обновили систему пароснабжения, а для производства керамзита наладили выпуск гравия из метростроевской глины. Реконструкция комбината велась без остановки рабочего процесса.
А в 1964 году началась массовая застройка Купчино. Так как ДСК-2 был совсем рядом, сюда и пошли многие из сделанных на нем панелей. И возведя дюжину домов старой серии ОД в начале Бухарестской улицы, комбинат перешел на добротную керамзитобетонную серию 1ЛГ-502 с гарантийной прочностью конструкций в сотню лет. Самый первый дом был построен по адресу Будапештская, 29 корпус 1.
На комбинате запускались новые линии производства, модернизировались старые. Тем временем строительные бригады первыми в городе освоили метод пространственной самофиксации — соединение панелей без монтажной оснастки и сварки, заметно ускорявшее работу. И еще важное достижение — графики работы конвейеров комбината, подвоза деталей на объект и монтажа зданий были увязаны в единую схему, управлявшуюся диспетчерами.
В 1972 году пришло время отчитаться за все наработки. Обуховскому ДСК поручили важный эксперимент – установить предельно возможные сроки монтажа жилого дома. Из планируемых двух недель на монтаж коробки выделялось всего 6 дней. Для опыта выбрали пятиэтажку хорошо отработанной серии 1ЛГ-502В, а работу доверили бригаде Владимира Афанасьева, на счету которой было 400 построенных домов на Пискаревке и в Купчино. Насчитывала бригада 35 человек — монтажники, формовщики, машинисты башенных кранов, водители панелевозов, диспетчеры. Это были первые в стране люди, решившиеся работать с такой скоростью.
Эксперимент был посвящен 50-летию СССР и каждый его день освещался в ленинградской прессе. Для обеспечения стройки был составлен ускоренный производственный график, но трудовой подъем энтузиастов был так высок, что и его пришлось пересматривать. В бригаде рассчитали, что если не подведет доставка материалов, они смогут смонтировать дом на три часа раньше срока. Была и заинтересованность в качестве: часть квартир в доме предназначались сотрудникам ДСК-2.
Монтаж дома начался 6 июня 1972 года в восемь часов утра. Начало было неудачным, 105-й трест не подготовил площадку для строки, не проложил дорогу, и все это пришлось делать самим. Но энтузиасты трудились в три смены, обедали прямо на площадке, и вместе выгадывали минуты, которые складывались в часы. При этом рабочий процесс оставался спокойным — темп достигался за счет отличной организации труда в цехах комбината и на стройплощадке. Даже поломка башенного крана не стала помехой — 12 июня в восемь часов вечера строительство было закончено с опережением графика на целых семь часов!
«Нет, не только случайным и неискушенным зрителям из числа купчинских новоселов, но и опытным строителям все происшедшее здесь кажется чудом. Судите сами — еще утром в прошлый вторник на этом месте был только фундамент. А сегодня стоит большой пятиэтажный дом, строители укладывают последние плиты кровли. Внешне здание кажется совсем готовым. Его перепоясывают ряды чистеньких, аккуратных балконов, над парадными навешены „козырьки“, кое-где приветливо распахнуты застекленные окна. Конечно, внутри еще много работы, но все равно — монтаж 90-квартирного здания был проведен мастерами Домостроительного комбината № 2 за пять с половиной дней. Такого еще не бывало!» — писал ленинградский корреспондент А. Володин.
Не отставали от строителей и отделочники. Верхние этажи еще возводились, а на нижних «шли в атаку» столяры, маляры, штукатуры. Все работы были закончены к 21 июня, и 23 июня госкомиссия приняла дом с оценкой «хорошо». Этот дом и сейчас стоит по адресу улица Димитрова, 12 корпус 3 и выглядит не хуже соседних пятиэтажек. Однако скоростной график так и остался экспериментом.
Одновременно с пятиэтажками и из аналогичных плит Обуховский ДСК-2 возводил купчинские девятиэтажки серии 1ЛГ-602В. Первый дом этой серии был построен в 1966 году по адресу Пражская, 39.
А самый последний — в 1984 году на Купчинской, 15 корпус 2. К этому времени комбинат уже полностью перешел на строительство более вместительных 12- и 16-этажных домов 137-й серии, но остались неиспользованные плиты. И чтобы не выбрасывать, из них сложили дом и дали квартиры своим сотрудникам.
Первый экспериментальный дом 137-й серии тоже был возведен в Купчино. Это построенный в 1974 году и некогда знаменитый «дом нового быта» на Белградской, 8.
В начале 1970-х годов Обуховский комбинат получил вторую производственную площадку в Полюстрово, бывший ДСК-1, а в 1985-м — третью, бывший ДСК-7 на Парнасе. Вместе они взводили дома во всем городе и в Ленинградской области. В застройке Купчино участвовали и другие комбинаты – Автовский ДСК строил пятиэтажки серии ГИ, дома 600 и 600.11 серий. Кузнецовский ДСК-4 возводил пятиэтажки 504-й и 507-й серий. А строительством панельных школ и яслей-садов занимался Колпинский ДСК-5.
О жизни на предприятии известно очень мало. Как и везде, сотрудники устраивали чаепития на дни рождения и праздники. Отличившихся награждали грамотами, денежными премиями. Своего дома культуры у ДСК-2 не было, базы отдыха и пионерского лагеря тоже. Зато в профкоме выдавали бесплатные путевки, можно было съездить на курорт. "Я все время брала туристические. Один раз в июне мне дали путевку на двоих с мужем, он работал здесь же в стекольном цехе. А у него отпуск был в ноябре-декабре. И я прихожу домой: «Послезавтра мы уезжаем в отпуск!» «Как?» «Молча!» — вспоминала об этом София Константиновна, инженер ДСК-2 и бывшая сотрудница отдела закупки металлов.
По словам Софии Константиновны, на предприятии было несложно получить жилье. Сначала она с мужем проживала в общежитии на улице Полярников. «Николай уже прошел армию, работал на ДСК-2, в стекольном цехе. Мы записались на жилье в апреле, а в мае Колю забрали на сборы. Он вернулся в общежитие: «А где моя жена?» А комендантша говорит: «А она комнату получила». И она дала ему адрес на бульваре Красных Зорь. Это была коммуналка, комната 21 метр. Соседка открывает: «А ты кто?» «А я – муж!» — со смехом вспоминала Софья Константиновна. Потом предприятие выделило ее семье отдельную квартиру.
В 1993 году ДСК-2 стал акционерным обществом, но оно быстро пришло в упадок. В 1994 году в связи с тяжелым финансовым положением было ликвидировано проектно-конструкторское бюро, а в 1999 году — производство строительных конструкций. И теперь огромную территорию в Обухово занимают ООО «Первая Металлобаза», НПФ „Дюкон“, склады компании ЕТС и многочисленные арендаторы.
Некоторые цеха комбината до сих пор выглядят по-старому. У полуразрушенной башни цементохранилища чуть заметен остов маленького стенда, где, наверное, висели портреты передовиков. Напротив — бетонный памятник рабочему. Он мог быть отлит прямо здесь, в формовочном цеху. Территория комбината жива, здесь разгружаются товарные вагоны, работают краны. По-прежнему открыта бывшая гостиница ДСК-2, фрагмент жилого дома 602-й серии. Сейчас в ней размещается хостел «Тумарис».
Административный корпус ДСК-2 когда-то выглядел воздушным, с распахнутыми миру окнами. Проектировал его ленинградский „Промстройпроект“, один из крупнейших в стране. „Предприятия, возникая на «чистом месте», дают жизнь новым городам. Вырастая вблизи существующих селений, они вливают в них современный темп жизни, преображают быт целой округи… Промышленное предприятие формирует ландшафт, дает городам то своеобразие, масштаб и силуэт, на отсутствие которых так часто сетуют градостроители“, — считал архитектор здания Виктор Хрущев, создавший десятки промышленных комплексов во многих союзных республиках СССР и за границей.
Раньше в здании размещались управление комбинатом, отделы снабжения и кадров, производственный и конструкторский отделы. Сейчас здесь бизнес-центр, но на его первом этаже по-прежнему работает столовая комбината, наверное, самая старая в Купчино. Здание почти утратило советский облик, оно обшито плиткой и прячется за высокой дугой путепровода.
Из всех ленинградских ДСК 1990-е годы сумел пережить только Автовский ДСК-3. Но потом к строительству питерских домов подключились несколько областных комбинатов, а технология крупнопанельного производства была усовершенствована. Сейчас стандартные фасады и планировки уходят в прошлое, и панельным может быть жилье не только „эконом“, но и „комфорт“- класса. Из панели возводятся целые жилые кварталы. В их числе — купчинский ЖК «София», построенный с участием компании «ЛСР.Строительство-СЗ», наследницы Парнасского производства ДСК-2. Но все же кажется, что огромные краны безмолвно грустят о своем прошлом, великой эпохе труда и созидания.
Ольга Ясененко, Леонид Харитонов.
Редакция выражает благодарность Любови Кубанской и ее тете Софии Константиновне за воспоминания о ДСК-2 и важные уточнения.
Литература:
Леонид Харитонов. „Типовая жилая застройка в Купчино“. Интернет-сайт „Купчино. Исторический район“.
Никита Кириллов. «Люди Ульянки. Архитектор Хрущев Виктор Федорович». Статья на Яндек-дзен.
К. В. Трухель. «Обуховский ДСК». Строительство и архитектура Ленинграда. № 4 1965 г.
Александр Калинин. «Построить за 124 часа в Купчино. Эта «хрущёвка» простояла полвека». Сайт «47news», 12 июня 2022 года.
Сайт «Дома в Санкт-Петербурге»