Встреча с кинооператорами Великой Отечественной

Трехмерная панорама «Пропавшие в кинохронике» посвящена людям, чьими глазами мы видим Великую Отечественную войну. Тем, кто бежал в атаку с кинокамерой в руках, погибал от снайперских пуль при зачистке городов, снимал бои в захлопывающихся котлах. Но многие ли знают имена операторов, оставивших потомкам знакомые до боли кадры?

Экспозиция о фронтовых кинооператорах была рождена в творческой мастерской «Невский баталист» и отвечает всем канонам киноискусства. Монументальные декорации, образы людей и тщательно подобранная обстановка воздействуют на наши эмоции, пробуждают историческую память. Ступая по дорогам войны, мы слышим в наушниках строки писем. И как задевший за душу фильм, они пробуждают в нас интерес ко всему недосказанному.

Пролог выставки — раскопки на Невском пятачке. Руководитель «Невского баталиста» Дмитрий Поштаренко и некоторые сотрудники студии участвовали в поисковом движении, и им удалось проникновенно передать его атмосферу. Вместе с шокированными дачниками мы вглядываемся в разверзшуюся под фундаментами, корнями и грядками бездну — спекшееся месиво патронов, амуниции, осколков и останков солдат.

Неожиданно поисковики находят кинокамеру. Действительно, режиссеры, осветители и операторы «Ленфильма» переправлялись с бойцами за Неву, чтобы запечатлеть землю, с которой возвращаются лишь израненными и мертвыми. И следующем зале, на том же месте плацдарма, мы находим одного из них. Бесстрашный человек снимает репортаж, стоя в полный рост среди взрывов и пламени.

Мы идем по пятнадцати залам, залам от битвы к битве. Огромный, заледеневший цех Ижорского завода, где трудятся женщины и подростки, перекликается с ледяными хребтами Кавказа. «Но наши горы помогали нам!», — слышатся в наушниках слова участника битвы, спортсмена Михаила Боброва. Не от его ли друзей узнал Высоцкий о знакомом парне из «Эдельвейса»?

Оператор Анатолий Погорелый. Съемки фильма «Колпино — город переднего края». 1942 год.

Кинооператоры почти неотличимы от сражающихся воинов, и порой их трудно найти в хаосе битв. Нередко им, не имевшим боевой подготовки, самим приходилось, отложив камеру, брать в руки оружие. И наверное поэтому им так важно было запечатлеть обычных солдат, поведать об их судьбе, передать историю подвига.

Сталинград. Оператор Валентин Орлянкин снимает переправу через Волгу

Раненный кинооператор на борту «Дугласа».

Доставка грузов на позиции в тундре.

Мария Сухова — одна из немногих женщин-фронтовых операторов.

В партизанском госпитале.

Прикасаясь к вещам, перелистывая страницы, фотографируя на смартфоны, мы незаметно погружаемся в окружающую нас картину и сами становимся ее частью. В наушниках звучат музыка, канонада, строки писем, и они не оставляют даже лазейки, чтобы думать о постороннем. И идя рядом, мы отрешены друг от друга, переживая увиденное по-своему.

Бреслау. В немецкой квартире.

Бой в жилом доме.

Выставка также рассказывает о фронтовых киномеханиках, о работниках «Ленфильма», проявлявших и монтировавших выпуски военной кинохроники. Маленькая экспозиция посвящена съемкам лермонтовского «Маскарада», завершившимся, когда на город уже падали бомбы. Пересмотрите это кино — разве в мирное можно сыграть с таким надрывом, на грани жизни и смерти? А бомбоубежище находилось прямо здесь, в павильоне № 5.

Киномеханик 294 стрелковой дивизии Парфир Гребенщиков

Актрисы Тамара Макарова и Софья Магарилл в убежище.

В блокаду на киностудии «Ленфильм».

И вот мы идем к Победе! Освобожденный Берлин с белыми флагами и цветущими вишнями по-прежнему таит опасность. Мрачная хозяйка подметает мостовую, а в газете, что висит рядом с солдатским парикмахером, тревожный заголовок — «Вервольф». В экспозиции очень много незаметных, но существенных деталей, и за один раз расшифровать все невозможно. Но как не узнать почти родное лицо командира Васкова из фильма «А зори здесь тихие»! Федора обнимают девушки — другие, которых он смог уберечь. Но он думает о погибших в Карелии.

Колонны Рейхстага сделаны в натуральную величину. Среди воссозданных надписей выделяются слова: «Мы из кино!» А дальше — темный зал Нюренбергского трибунала. Здесь немецкие военные преступники ненавидящими глазами смотрят кинокадры, снятые теми, кто противостоял их идеологии, высмеивал их в карикатурах и даже в дни тяжелых потерь мог найти образы и слова, чтобы поддержать свой народ.

На картине Бориса Неменского — кинооператоры, дошедшие до Берлина.

А победители возвращаются домой. Идя по перрону, мы неожиданно встречаем любимых актеров — из вагона нам приветливо машут фронтовики Пуговкин, Басов, Никулин, Папанов, Быков, Быстрицкая! Мы по-настоящему радуемся им, а дети бегут сфотографироваться. На этой светлой, ликующей ноте и заканчивается наше путешествие в прошлое.

«Очень сильно понравилось. Я под впечатлением, даже прослезилась. Я бывала на подобных выставках в Москве, но каждый раз узнаю что-то новое», — поделилась впечатлением юная Олеся, которая пришла сюда вместе с подружками.

Панораму «Пропавшие в кинохронике» можно считать достойным продолжением традиций Франца Рубо и его последователей. Кроме экскурсий, здесь проходят кинопоказы, исторические квесты. А те, кто хочет узнать больше, могут посмотреть страницу проекта ВКонтакте. Муниципалитет № 72 организовал для своих жителей целую серию бесплатных экскурсий сюда, и это был правильный выбор. Экспозиция «Ленфильма» стоит того, чтобы ее посетил каждый.

Ольга Ясененко