В гостях у деревьев и диких трав
Летним вечером купчинцы пришли в парк Интернационалистов, чтобы познакомиться с теми, чей покров зеленеет под ногами, цветы радуют летом, а листва украшает осень. О добрых соседях, что дарят нам свежий воздух, красоту и душевный покой, рассказывала приглашенная муниципалитетом № 72 геоботаник Ирина Варганова.
Городские растения очень похожи на нас. Оторвавшись от лесов и полей, они приспособились к автомобильным выхлопам, стройкам, частым покосам и следам множества ног. Смешались друг с другом, образовав множество видов, обрели живучие корни и цепкие семена, научились путешествовать летучей пыльцой. И теперь в самых разных городах мира можно встретить, колоски мятлика, подорожник, птичий горец и ароматные ромашки. Эти маленькие растения могут озеленить огромные пространства и накормить семенами птиц. Растут они и в нашем парке — нужно только приглядеться!
А деревья парка Интернационалистов были посажены людьми. Они хранят память о бывшем садоводстве, субботниках пионеров и комсомольцев, акциях ветеранов Афганистана, тружениках СПХ и борьбе купчинцев со строителями торгового центра. Знакомство с деревьями началось у еловой рощицы рядом с проспектом Славы. Ели — капризные дамы, не любят ветер, выхлопы и жару. Но раз люди посадили — ничего не поделаешь, надо жить! И красавицы благосклонно позволили рассмотреть свои смолистые ветви с тайными маленькими шишками, рождающими пыльцу.
Лиственные деревья любят открытые пространства, и если парк забросить — быстро превратят его в лес. Ребята нашли под дубами поросль из проросших желудей и познакомились с ивой ломкой, способной клонировать себя даже из маленькой веточки. Узнавая тайны деревьев, мы словно сближаемся с ними и видим их по-новому. Древесиной липы раньше подделывали дорогой кипарис, отсюда и слово «липовый». Ива, «Sаlix», дала имя салициловой кислоте, и ей мы обязаны появлением аспирина. А рябина — близкая родственница, яблони и вишни, и ее плоды плоды с точки зрения науки, считаются яблоками.
Деревья парка Интернационалистов — местные виды, переселенные в город из окрестных лесов. А большинство кустарников наоборот уроженцы дальних стран. Они неплохо освоились в нашей среде, стали ее полноправными жителями, а некоторые уже вытесняют местные виды. Один из таких задир — романтичный шиповник, уроженец Дальнего Востока и Северной Америки. Во многих странах с ним идет беспощадная борьба — впрочем, почти безуспешная.
Огромная темная туча ушла в сторону, и в небе заблестела радуга. Стоя под ней, мы любовались разноцветным декоративным тысячелистником, заботливо высаженным на клумбе. А совсем рядом, в скошенной траве, лежали его дикие родственники, чьи целебные белые зонтики были воспеты еще Гомером. Клумбу украшали садовые злаки, бегонии, лилии. А розовая толстушка родиола оказалась самым северным суккулентом, добравшимся до Архангельской области. Вот почему она цветет до самой зимы, а порой и среди выпавшего снега!
Растения Купчинских прудов — тема для отдельной экскурсии. Это вовсе не водоросли, а приспособившиеся к воде травы с мягким стеблем и дышащими листьями. Одну из них зовут «водяная чума» — ее хрупкие побеги мешают движению кораблей, забивая лопасти гребных винтов и расходуют кислород, вызывая заморы водоемов и гибель их обитателей.
На берегу качались пушистые початки рогоза и тростник, умеющий на ветру разворачивать листья в одну сторону. Но как ни странно, во всем нашем парке не нашлось обычного лесного камыша — тенелюбивого растения с трехгранным стеблем. И в конце экскурсии Ирина предложила слушателям самими найти его сперва в интернете, а потом и в дикой природе.
Время пролетело незаметно, а мы успели обойти лишь часть парка. И это неудивительно, ведь растения — это огромный, не до конца изученный мир, и наша экскурсия была лишь маленьким шагом в его тайны. И хоть мы узнали в этот день много нового, постигать мир природы можно бесконечно, всю жизнь!
Ольга Ясененко.