Прогулка с Оксаной Дмитриевой или как передвинуть Цимбалинский путепровод?

Депутат ЗакСа Оксана Дмитриева обсудила с жителями Фарфоровского поста и последних домов улицы Белы Куна нерадостные перспективы реконструкции Цимбалинского путепровода.

Поводом стал отказ Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) от новых переговоров, обещанных во время предыдущей встречи. Чиновники посоветовали высказать свое мнение на общественных слушаниях — то есть, в комментариях на сайте КГА.

Жителей это не устроило, ведь Фарфоровский пост — это целый клубок проблем, и реконструкция моста без учета их пожеланий серьезно обострит ситуацию. «Мы получаем ответы, что проектирование было проведено в соответствии с нормативами», — пожаловались люди парламентарию Оксане Дмитриевой, давно защищающей интересы жителей Фрунзенского района.

Чтобы лучше понять, чего добиваются купчинцы, депутаты Оксана Дмитриева и Сергей Трохманенко приехали на Фарфоровский пост — осмотреть местность и поговорить с жителями. Встреча-прогулка состоялась в воскресенье 18 июля и собрала больше двадцати участников — многие присоединились по дороге.

Оксана Дмитриева на встрече с жителями.

Первым делом жители Фарфоровского поста пожаловались на неудобный проезд к своим домам. Когда движение по Цимбалинскому путепроводу стало односторонним, знак «кирпич», запрещающий проезд к улице Цимбалина, почему-то повесили у Софийской площади. И теперь они могут попасть домой лишь со стороны Невского района.

У карты проекта реконструкции.

«Мы три года уже бьемся, чтобы кирпич перевесить за насыпь у Фарфоровского поста!» — объяснили жители, - но никто ничего не делает!" Возвращение двустороннего движения после реконструкции путепровода им не поможет — новая дорога будет выше нынешней, а насыпь к Фарфоровскому посту снесут. Таким образом, его жители останутся вообще без выезда — им останется лишь петлять по кварталу до Софийской улицы.

Насыпь — единственный удобный заезд на Фарфоровский пост.

На насыпи, ведущей к Фарфоровскому посту

Потом перешли к проблемам жилых зданий Фарфоровского поста. Ближе всего к путепроводу стоит дом № 34. Он был построен еще в 1930-х годах, а в войну сюда попала бомба. Дом треснул, но его смогли восстановить — стены скрепили стяжками и долго следили за маячками. Когда дом относился к Невскому району, его признали аварийным. А потом передали Фрунзенскому району, вернули в жилой фон и сняли жильцов с очереди. Сейчас дом расселять не собираются, но что с ним будет, когда рядом начнется строительство? Выдержит ли он эту нагрузку?

Дом № 34 по Фарфоровскому посту.

Путепровод пройдет всего 30 шагах от торца здания, а сама трасса будет на уровне верхнего этажа. «Мы же тут помрем! У нас и так станция, громкоговорители, „Сапсаны“. А тут еще и мост будет сверху. Мы дорого платим за квартиру, а ванн нет, воды горячей нет, водогрей не работает — дорога забирает электричество, нам и не хватает напряжения. Колонки газовые тоже нельзя, не разрешено. И как хочешь, так и живи!» — пожаловались люди.

В парадной дома № 34.

В парадной дома № 34.

Дом № 34 может быть снесен при строительстве скоростной железнодорожной линии Санкт-Петербург-Москва. Однако жители выразили опасение, что Цимбалинский путепровод перестроят, а до расширения железной дороги дело не дойдет, и они останутся жить на перекрестке двух шумных магистралей.

Вид на дом № 34 с Цимбалинского путепровода. Новая дорога пройдет гораздо ближе.

Другая проблема — при строительстве скоростной магистрали может быть снесена вся первая линия кирпичных домов Фарфоровского поста, построенных в 80-х годах XIX века. Жить здесь тоже непросто, но кирпичные здания сохранили исторический облик — фундаменты сложены из гранита, а окна и парадные красиво оформлены.

У кирпичных домов Фарфоровского поста.

Когда-то в эти дома селили почетных железнодорожников. Высота потолков здесь 3,6 метра, а в квартирах даже сохранились печи. Жители заметили, что исторические здания можно было бы расселить, а внутри разместить общественные организации или офисы.

Оксана Дмитриева в парадной одного из зданий.

Сохранить дома можно, признав их памятниками. «Мы подавали в КГИОП заявления несколько раз, но нам отказали», — объяснил глава муниципалитета № 72 Павел Швец. «Очень жалко эти дома. Можно попытаться еще раз вытянуть их на объект культурного наследия», — предложила Оксана Дмитриева.

Один из этих домов — офис ОЖД,

Причина отказа ясна — ведь если дома признают памятниками, ОЖД придется прокладывать скоростную дорогу не по Фарфоровскому посту, а восточнее, по своей территории. Впрочем, такой вариант рассматривается.

Новый Цимбалинский путепровод тоже можно передвинуть, считают жители. На другой стороне улицы Белы Куна стоят разрушенные здания киноархива ФСБ. В отличие от Фарфоровского поста, эти дома давно уже заброшены, ремонтировать их не планируют, а снести — нет денег. «У нас возникает закономерный вопрос — зачем нужно двигать трассу к нам, сужая пространство до жилых домов, когда можно провести ее там», — удивляются жители. Чиновники нашли отговорку, что по изогнутой дороге будет тяжело ходить длинным автобусам, но люди в это не верят. Ведь рядом Обуховский путепровод, и его крутой изгиб никому не мешает.

Руины стоят к северу от Цимбалинского путепровода.

Руины киноархива. Фото 2019 года.

Дорогу можно было бы сместить сюда.

Перенос путепровода на место руин помог бы сохранить сквер перед домом № 25 по улице Белы Куна. Когда-то жители посадили его своими руками, и теперь там три ряда высоких деревьев. Главное его украшение — аллея лиственниц. Но она пойдет под снос ради расширения проезда перед домом № 25, он должен стать заменой насыпи к Фарфоровскому посту.

«Мы просим, чтобы они не трогали сквер, потому что люди посадили его своими руками, и оставили проезд перед 25-м домом в прежнем виде, чтобы по нему не ездили транзитные машины», — напоследок объяснили жители.

Сквер у дома № 25 по улице Белы Куна.

Проезд у дома № 25 по улице Белы Куна, который планируют расширить.

«Мне визуально понятны проблемы, но как их решать - пока не ясно. Возможно, другой проектировщик мог бы это все придумать, а этот не хочет. Но мы проведем с ними обсуждение - ведь вопрос еще не решенный. Это мегапроект, да еще и завязанный на железную дорогу, и я не могу ничего обещать, давать вам повод для ложных ожиданий. Но сделаем, что сможем», — обещала Оксана Дмитриева и попросила помочь ей своими обращениями:

«Я приехала, потому что вы очень много писали ВКонтакте губернатору, в муниципалитет. И чем больше вы настаиваете, тем больше вероятность добиться — это совершенно точно. Хорошо действуют социальные сети, публичные обращения. Все обращения фиксируются, и власти смотрят на их количество. И если что-то будет решено, то только под общественным давлением».

Жители передали Оксане Дмитриевой список своих требований и подписи, собранные против проекта реконструкции путепровода. Вряд-ли все пожелания будут удовлетворены, ведь строительство путепровода затрагивает интересы многих сторон, и решение в любом случае будет сбалансированным. Но депутат посоветовала скептикам не опускать руки и бороться дальше. «Попробуем создать прецедент!» — поддержали ее купчинцы.

Ольга Ясененко.