Пожарная часть, где живет «Динозавр»
Субботний день 17 апреля был тихим и солнечным. Стайка малышей с родителями терпеливо ждала у здания пожарной части № 58 на Малой Карпатской, 1, когда спасатели пригласят их войти. Экскурсии в пожарную часть — большая редкость, и любую из них можно считать важным событием.
Неожиданно по громкой связи раздался голос диспетчера: «Тихая, шесть. Автосервис», и уже через несколько мгновений из ворот пожарного депо одна за другой вырывались две машины. Под звуки сирены они развернулись в сторону Невского района и, наверное, минуты через три уже были на месте.
Тревога была не постановочной, а самой настоящей — так необычно началась экскурсия, которую устроили купчинские пожарные для ребят из муниципалитета № 72.
«Пожарно-спасательная часть № 58 — одна из самых крупных в Санкт-Петербурге. У нас две цистерны, автомобиль газодымозащитной службы и две лестницы – 30-метров и 78-метров. А еще есть автомобиль первой помощи и резервная техника», — рассказывает молодой пожарный Владимир. «Жаль, самая интересная техника на вызов уехала», — сетует его друг Роман.
Наши экскурсоводы — молодые сотрудники ПСЧ № 58. Эта пожарная часть относится не к МЧС, а к городским службам, поэтому у спасателей нет званий, а их одежду не украшают погоны. Но они выполняют ту же самую сложную и опасную работу, причем берут на себя основную нагрузку по всему городу.
И вот мы входим в гараж пожарной части, где стоят две цистерны. Помимо 3,5-тонного запаса воды или пены, они везут все, что может пригодиться для спасения людей — каски, дыхательные аппараты, пожарные рукава, гидравлический и шанцевый инструмент, устройства для эвакуации — всего не перечислишь!
«Есть ТОК-200, теплоотражательный костюм, который может в течении десяти минут защитить от температуры 200 градусов», — рассказывает Роман — «А для разборки потолков до сих пор применяют старинный изогнутый багор».
Экскурсию снова прерывает диспетчер — на Тихую потребовалась цистерна, и наши экскурсоводы, извинившись, бегут к машине, хватая толстые защитные куртки. Миг — и цистерна вылетает на улицу в раскрытую дверь депо.
Экскурсию продолжает командир отделения Александр. Каждую показанную вещь он сразу же закрепляет на свое место, ведь машина в любую минуту должна быть готова к выезду. В машине много всего необычного. Есть специальный крюк, на который вешают рукав, когда не хватает людей. Есть воздухонагнетатель — огромные вентилятор, отгоняющий дым. Есть противодымное полотно — раздвижная доска с тканью, закрывающая дыму путь в соседние помещения. Малыши увлеченно рассматривают каждую вещь и затаив дыхание слушают
— Очень хитрая и полезная штука! – одобряет полотно один из ребят.
— А я бы себе огромный вентилятор взял! – отвечает другой.
Тем временем возвращается цистерна с Романом и Владимиром. Не снимая боевой экипировки, наши экскурсоводы ведут всех в отдельную комнату, где живет «Динозавр» — огромный автомобиль АПК-78 с пожарной лестницей, способной достать до 24-ого этажа! Таких машин в городе всего две — здесь и в ПСЧ № 23 на севере города.
«Динозавра» берегут для спасения с высоты, и именно поэтому его не вызвали на пожар в «Невской мануфактуре» — хотя своей мощной струей он мог бы помочь локализовать пламя. Зато именно эти машины 2,5 года назад спасли кричавших из окон людей при пожаре на Пионерской, когда пламя охватило с 3-его по 18-тый этажи здания. Жаль, что огромным «динозаврам» очень трудно встать в сильно запаркованном дворе!
Спасение людей может быть очень опасным и сложным. «Полковник Чернышев из Москвы, который погиб на пожаре, изобрел штурмовую лестницу, названную впоследствии его именем, чтобы спасать людей из горящих зданий. Ее цепляют за подоконник и поднимаются или спускаются на один этаж. Это очень опасно, ведь человек может ослабеть и сорваться вниз. Но иногда нет выхода. По этой лестнице мы переводили людей с 25 на 24 этаж», — рассказывает Роман.
В ангар возвращаются оставшиеся машины, и среди них вторая гордость ПСЧ № 58 — автомобиль газодымозащиты АГ-30. Его мощный генератор способен дать энергию для проведения аварийно-спасательных работ и для спасения людей. От него работают вентиляторы и мачты освещения.
Прибыв на место пожара личный состав АГ-30 занимается спасением людей и материальных ценностей, а также принимает участие в тушении пожаров на самых опасных участках и на пожарах повышенной сложности — в трюмах кораблей, подводных лодок, метро, тоннелях, высотные зданиях.
Под конец пожарные рассказали про свою экипировку, не менее сложную и продуманную. На поясе у каждого их них висит множество вещей — топор, карабин, устройство для открывания окон — и нередко эти приспособления спасали им жизнь.
«А еще мы используем рацию, датчик движения. Если пожарный потерялся на пожаре или попал под завал и не может шевелиться, то датчик начинает издавать звук, по которому его можно найти и спасти. Это хорошо на ангарах, складах — сигнал сперва тихий, потом нарастает».
Спасатели разрешили ребятам примерить свою боевую одежду и посидеть в одной из машин. И пока малыши фотографировались на память, они рассказали взрослым, как проходит их служба.
«Работаем сутки через трое, смена караула в восемь утра — выстраиваемся как на парад в полной готовности. Потом принимаем технику, проверяем машины и весь инструмент. Если что-то не так, сразу исправляем. Дальше — изучаем приказы, районы выезда, методички, сдаем нормативы. А еще занимаемся перемоткой, сушкой, проверкой аппаратов на давление, уборкой помещений. Отвлекаемся на вызовы — в прошлом году было 6,5 тысяч вызовов на нашу часть, в среднем – по 20 вызовов в сутки. Сегодня вот на этой машине (АГ-30) мы уже выезжали семь раз».
Пожарная часть — режимный объект, здесь нельзя было сфотографировать все, что хочется, а в репортаж не удалось вместить много интересного, что рассказали спасатели. Но мы уходили с чувством благодарности к нашим пожарным и уверенностью, что наша жизнь — в надежных руках. А сами пожарные тоже были рады гостям: «Наконец-то у нас что-то новенькое», — пошутили они на прощанье.
Ольга Ясененко