Публичные слушания — между формальностью и реальностью

Публичные слушания всегда проводились для галочки. Администрация анонсировала их на сайте, о котором никто не знал, а люди тоже не проявляли интереса — ну, что от нас зависит? Устраивали слушания всегда в рабочее время, и редкие посетители, в основном бабушки, заходили рассказать о своих заботах.

Однако столкнувшись с серьезной проблемой, горожане становятся активнее, они задаются множеством вопросов и требуют  открытого диалога с властью. Так вышло и сейчас, когда над купчинским парком Интернационалистом нависла мрачная тень гигантского торгового центра.

Обеспокоенные жители сообщили Комитету по инвестициям, что готовы обсудить эту тему с представителями городских властей и застройщиком 22 июня, в рамках слушаний по поправкам в Генеральный план развития города. И несмотря на то, что никто из чиновников не выразил готовности прийти, в актовом зале районной администрации собралось около пятидесяти купчинцев.

Доклад Ирины Касатиковой о поправках в Генплан был явно заготовлен сразу для всех районов, и состоял из малопонятных и размытых фраз. Слушатели узнали, что сроки выполнения текущего плана почему-то откладываются на несколько лет, какие-то неназванные сельхозземли отдаются под застройку, в нескольких районах будут изменены схемы развития транспортной инфраструктуры и городских коммуникаций, а также планируется как-то откорректировать границы Пулковской обсерватории, парка на Дудергофских высотах и береговую зону Балтийского моря.

Откорректировать – это увеличить или уменьшить? Можно ли оперировать конкретными данными? — не выдержала под конец одна из слушательниц. - И можно ли отдельно сообщить нам информацию о нашем районе?

Купчинцы узнали, что будут отложены на неопределенный срок несколько проектов — строительство транспортных развязок на перекрестках Благодатная-Витебский и  Белградская-Славы, пробивка Белградской улицы в сторону Лиговки, продление Бухарестской улицы за кольцевую, и реконструкция Невского путепровода. Зато в ближайшее время появятся путепровод Димитрова-Орджоникидзе и широтная магистраль в створе Фаянсовой-Зольной.

Гораздо больше волновало слушателей сохранение парка Интернационалистов, люди по очереди подходили к микрофону, требовали оставить парк в покое, и аргументов у них было немало. Некоторые речи сопровождались дружными аплодисментами, которые бессменный ведущий Александр Хотелев, начальник районного отдела строительства и землепользования, попросил прекратить. Фраза «Вам здесь не митинг!» прозвучала весьма эффектно, но не подействовала - реакция людей была очень бурной.

Я смотрю вам в глаза и говорю, что вы, как власть, меня обманули! Я живу рядом с парком Интернационалистов. Я там катаюсь на лыжах, там вырастила сына, там занимаюсь ходьбой со старенькой мамой. Вы, ничего не сказав, вывели из состава парка часть земли. Посмотрите на карту зон, подверженных техногенному риску — и вы на такой территории хотите построить здание! — взяла слово жительница одного из соседних домов.

—   Я жила на севере, в центре, и я в шоке от того, что происходит здесь. Там — Удельный парк, Сосновка, ЦПКО, в их центре не видно ни одной машины. А тут, в этом маленьком парке хотят поставить торговый центр! У меня нет места, где мой малыш может гулять без ручки! Мое предложение — расширить парковую зону в этом районе, потому что это неуважение к жителям! — эмоционально выступила молодая мама Наталья Ероцкина.

Окна моего дома смотрят на парк. Стала бы я покупать эту квартиру, если бы из окна был виден этот сарай? Сюда будут привозить товары, вывозить отходы. Транспортная нагрузка увеличится в разы, большая часть парка превратится в помойку, и вы молча соглашаетесь. Прошу исключить даже мысль строить около парка! — высказалась жительница «офицерского» дома на углу Славы и Бухарестской Людмила Яковлева.

Парк был заложен по инициативе матерей, потерявших сыновей. Почему он такой убогий? Исключите строительство, приведите его к 30-летию вывода войск в идеальное состояние, обустройте, назначьте администрацию парка, его директора и службы, — потребовал ветеран афганской войны Василий Шевченко.

Позицию жителей сформулировал лидер защитников парка Павел Швец, он предложил внести в Генплан поправку об изменении зоны участка, отданного под торговый центр, с зоны Д (деловой застройки) на зону Р-2 (рекреационно-ландшафтной территории). Эта поправка подавалась уже несколько раз и успела получить негласное имя «поправка Павла Швеца».

— Мы считаем, что жителей обманули, устроив слушания по проекту аквапарка, а сейчас хотят строить масштабный торговый комплекс. Я считаю, что допускать этого нельзя, а участок в створе Пражской нужно вернуть в парк. Десять тысяч человек наделили меня мандатом говорить от их имени, и мы выступаем за сохранение парка, — закончил Павел.

— Кто еще хочет поддержать поправку Павла Евгеньича? — спросил Хотелев.

— Все! — дружно ответил зал, а некоторые даже подняли руки. Тех, кто был против, не оказалось.

Тема сохранения парка взметнула целый ворох проблем, касавшихся планирования нашего города, и тут купчинцы услышали много интересного. Например, Речь зашла о застройке купчинского радиополя, важный вопрос сохранения этой территории подняла эколог Мария Кочубей. Она обратила внимание на то, что по непонятной причине разрушение существующих там военных объектов уже началось.

Купчинский краевед Денис Шаляпин пояснил, что территория радиостанции — это единственное место в Санкт-Петербурге, где сохранились в комплексе сооружения долговременной фортификации, а также рвы, траншеи, окопы и землянки, которые в четко свидетельствуют о том, как обороняли наш город-герой во время войны.

— Фашисты не взяли этот парк. Возьмут ли его бизнесмены? — поинтересовался Шаляпин у чиновников.

В связи с этим Павел  Швец попросил перевести сохранившийся участок рубежа «Ижора» в зону Р-4, куда входят исторические парки. Однако неожиданно выяснилось, что у районной администрации на эту землю совсем другие планы — последнему клочку купчинской дикой природы с огромным количеством фортификационных объектов тоже грозит перевод в зону деловой застройки. Оказалось, что все это необходимо для строительства «института третьего возраста», «школы искусств» и церкви.

Постоянно строятся церкви, почему их так много? Есть ли какая-то статистика необходимости церквей? — спросила Валерия Федорова.

— У нас ее нет. Я вам задам вопрос встречный, вы крещеная? — поинтересовался у нее Хотелев.

— Я атеист и я считаю, что количество церквей избыточно.

— А православные считают что нет.

— А я верующая, и водила детей в воскресную школу. Могу сказать, что в среднем туда ходит один ребенок из тысячи, если не меньше. Кто-то ведет статистику востребованности церквей? — поддержала ее Ольга Ясененко.

— Честно, я не знаю,  — ответил Хотелев, – и никто в администрации на этот вопрос не ответит...

— А как вы могли поставить огромный комплекс «София» без поликлиники? — перешли жители на другую тему.

— Жилой комплекс София – это частная собственность, территория завода была выкуплена компанией ЛСР. Это не государственная земля.

Эта фраза шокировала всех. Люди напомнили, что за живущих там людей и их здоровье отвечает районная администрация, а 56 поликлиника, куда идут на прием жители «Софии», переполнена так, что к врачам сложно попасть. Ответ Хотелева удивил еще больше.

— Администрация выкупает помещения в «Софии» под поликлинику. Сады и школы строятся, потому что застройщик просто подарил землю городу для объектов образования.

— Это слишком красиво звучит! — не поверили ему люди. - Вы сейчас построите непонятный океанариум, и объявите его частной собственностью. И никто за него отвечать не будет!  А зачем вы тогда здесь сидите, если не можете ничего решить?

К микрофону вышел инженер-градостроитель Олег Чернецкий, специалист советских времен, автор статей, грамотно критикующих городскую администрацию за бездумную застройку.

— Не надо лукавить! По всем решениям, которые принимает город, районная администрация делает согласования. И если жители против чего-то, наверное администрация должна прислушаться и не согласовывать. Прошу донести это до сведения вашего руководства! С 90-х годов создался дефицит инфраструктурной застройки. Где эти объекты могут быть размещены, когда ежедневно даются разрешения на строительство чего-то другого? На облаках? Хочется, чтобы сперва были запланированы они, а уж потом, с их учетом, все остальное. Вы что, не знаете об этом? – спросил Чернецкий у до сих пор молчавшего представителя КГА Александра Годуна.

Знаю, — неуверенно ответил тот.

— Как будут люди обеспечены парковками после ликвидации гаражей в кооперативах на Малой Бухарестской? — продолжал Чернецкий.

— По плану предусмотрено строительство шести или семи паркингов которые полностью перекрывают дефицит, — ответил Хотелев.

— И они будут коммерческие по цене за миллион? Это ведь означает, что машины будут находиться во дворах. Об этом думает администрация района?

— Об этом думает администрация города – обреченным голосом проговорил Хотелев. В зале начали смеяться.

Александр Хотелев — один из немногих районных чиновников, всю жизнь проживший в Купчино, и в одиночку отвечать за все косяки Смольного ему явно было не просто. Чувствовалось, что эта встреча стоила ему больших сил, чего нельзя было сказать о его спутниках.

— Я хотел задать вопрос представителю КГА. В прошлом году вы издали постановление о разработке проекта планировки территории (ППТ-ред.) участка в парке Интернационалистов, потом оно было отменено. Почему такой стратегический проект будет строиться без планировки территории? Как без него был сформирован земельный участок? — поинтересовался Павел Швец.

— Срок прежнего проекта закончился, а почему принято решение разместить этот объект и признать его стратегическим, надо спросить у Комитета по инвестициям, - попробовал перевести стрелки Александр Годун.

— Но вы же издаете постановления о разработке ППТ?

— А мы не получили ни от кого заявки на его разработку.

— И можно утверждать границы участка без ППТ?

— А почему нельзя? 

— Почему вы у меня спрашиваете, это я вам задаю вопрос! 

 

— Вы человек разбирающийся, и сейчас задаете вопрос, котороый не имеет никакого отношения к слушаниям. Вы можете соблюать регламент? — пытался уйти от ответа Годун.

— А вы представляете КГА и должны отвечать на вопрос. В связи с моей поправкой о перемене зоны Д на зону Р2 я хочу уточнить, для того, чтобы в зоне Д что-то построить, необходимо утверждение проекта планировки? Если нет – то почему, ведь когда вы выдаете разрешение на строительство жилых комплексов, вы ее требуете. — настаивал Швец.

— Земельный участок был сформирован еще во 2010 году, это была его корректировка.

— Нет. Он был сформирован только в 2017, — уточнил активист.

Представитель КГА в результате так не смог ничего ответить, и  Александр Хотелев произнес дежурную для таких ситуаций фразу «Мы внесем это в протокол публичных слушаний». В этот день она прозвучала раз десять, соперничая с еще одной — «Это не относится к теме Генплана». Других выходов из множества дискуссионных тупиков не было.

Как с точки зрения закона получилось, что вместо аквапарка строится ТРК? — спросил житель Купчино Денис Капустин.

Я не могу ответить на этот вопрос.

Так может оставить одно правительство? Зачем тогда районная администрация? — выкрикнул кто-то в зале.

Вы никогда не интересовались у правительства? Между вами стена бетонная и вы вообще не общаетесь? Эти люди – небожители на облаке? — спросила одна из женщин.

Конечно! — тут же ответили ей из зала.

Бессилие районной администрации и некомпетентность городских чиновников все больше раздражали купчинцев. Александр Хотелев уже привык ко всему, но Годун не скрывал своего недовольства — по видимому, он надеялся за полчаса покончить со слушаниями и отправиться по своим делам, а тем временем, шел уже второй час встречи.

— Зачем вы тогда пришли к нам? Сидеть щеки раздувать? Следите за выражением своих лиц, а то смотреть на вас тошно! — не выдержала одна из участниц.

Дорогие наши господа, очень дорого нам обходящиеся. Хотя бы во время общественных слушаний, которые вы очень оригинально назначили на пять часов вечера, летом, когда люди уезжают на дачи — поимейте совесть и сохраняйте приличное выражение лиц! Не демонстрируйте всячески, что вы нас презираете. Мы это и так знаем! — с достоинством поддержала ее другая.

Заодно досталось и отсутствующему в зале главе района Валерию Сапожникову.

— К людям администрация поворачивается спиной или местом которое ниже. Ни в одном выпуске районной газеты не была затронута тема защиты парка. Во время всех встреч, посвященных этому, глава района уходит на другие мероприятия. Хочу, чтобы в следующем выпуске вот этой районной газеты была опубликована четкая позиция администрации по парку Интернационалистов и его застройке. Объясните, почему вы работаете на бизнес и продавливаете бизнес-проекты? — спросил Василий Шевченко.

— Почему вы так не любите свой народ? Мы платим налоги, вы на них живете и должны нас поддерживать! Вы говорите что администрация Петербурга решает. Почему администрация района не может поддержать свой народ и пойти против администрации Санкт-Петербурга. Не может? — вышла к микрофону Ирина Романова.

Не могут, не могут! – закричали в зале.

Масло в огонь подлило свидетельство одной из активисток, собиравших подписи в защиту парка, что некий мужчина отказался подписать обращение из-за того что его жену, сотрудницу администрации, могут за это уволить.

Чушь! — воскликнул Хотелев.

А вы как будете голосовать если референдум состоится? — спросила Хотелева освещавшая слушания журналистка канала «78».

Уволят человека! — крикнул кто-то из зала. Хотелев молчал.

— Вы не человек а чиновник? У вас нет гражданской позиции? — настаивала журналистка.

— Я не будут ее озвучивать.

Жители задавали еще много вопросов, касающихся разных сторон купчинской жизни, а Александр Хотелев, по возможности, старался на них отвечать. Встреча затянулась до семи часов вечера, но когда слушания подошли к концу, градус напряжения снизился.

—  Давайте подводить итоги. Поскольку все присутствующие высказываются за перенос участка парка в зону Р2 мы внесем это в протокол. Я думаю, что город в конце концов вас услышит. Честное слово, я житель Фрунзенского района, вырос и работаю здесь, дети и внуки живут здесь, и я не заинтересован, чтобы район чем-то нехорошим застраивался. Уплотнительной застройки в нашем районе практически нет, в отличие от других районов, мы сохранили все пятна, предусмотренные под сады и школы.

За это спасибо! — ответили ему купчинцы, и на такой ноте встреча завершилась.

Недавно стало известно, что начальник Комитета по инвестициям Ирина Бабюк высказала готовность встретиться с защитниками парка. Этого диалога жители Купчино добиваются уже несколько месяцев, и хочется верить, что городские чиновники с уважением отнесутся к требованиям десяти тысяч людей, и на встречу придут компетентные представители городской администрации, профильных комитетов и фирмы-застройщика. Только в этом случае диалог может получиться продуктивным.

Ольга Ясененко.