Акция купчинских ветеранов «Ленинградская вахта памяти»
На улице холодно, вихри метели пронизывают снежную долину парка Интернационалистов. Неподалеку от Георгиевской церкви, в центре просторной площади возвышается строгий поклонный крест. Под ним собралось много людей.
Сегодня, 18 января, здесь проходит акция «Ленинградская вахта памяти», она посвящена 75-летию прорыва блокады. Начинается она с заупокойного молебна в память о тех, кто не пережил страшные блокадные годы. Священника окружают пожилые женщины — их здесь намного больше, чем мужчин. Некоторые из них крестятся, но не все.
В районной администрации не рассчитывали, что на идею Совета ветеранов организовать шествие с портретами блокадников и защитников Ленинграда откликнется столько желающих — для изготовления плакатов пожилые люди принесли более 250 семейных фотографий. Подготовка мероприятия заняла более полугода.
Начавшееся у креста торжественное шествие растянулось почти на весь парк, и идущему впереди почетному караулу с военным оркестром приходилось все время останавливаться, чтобы задние ряды колонны немного подтянулись.
— Скажите, кто на вашем портрете?
— Это моя мама, она умерла в сорок втором. Она работала в трамвайном парке имени Коняшина.
— Значит вы тоже пережили блокаду?
— Да, мне тогда было десять лет. Но меня потом вывезли из города.
— А отец? Он вернулся с войны?
— Нет, он погиб...
Голос старушки дрожит, и я больше не решаюсь подходить к людям, на фотографиях которых стоят страшные военные даты.
Среди участников очень много молодежи, они тоже несут в руках плакаты с портретами.
— Кто у тебя на фотографии — спрашиваю я у паренька.
— Не знаю.
Ответ мальчика прозвучал пугающе, однако вскоре все прояснилось. Ребята — волонтеры, и их задача — передать ветерану портрет его родственника, и, сопровождая пожилого человека во время шествия, помочь донести штендер до здания администрации. Многим людям действительно была нужна такая поддержка.
Эти ребята — купчинские школьники и студенты училищ Фрузненского района. Некоторых наградили участием в шествии за хорошую дисциплину и успешную учебу, другие рассказали, что у них просто предложили прийти всем желающим.
— Он молодец! — говорит одна из бабушек про своего помощника. Всю дорогу подстраивался под меня, шел так, как мне удобно. А то плакат я сама бы не смогла донести.
К сожалению, не все старики, собиравшиеся принять участие в акции, смогли прийти на нее — некоторые ребята так и не нашли своих ветеранов и просто несли в шествии предназначенные для них фотографии.
— Холодно, — жалуется мне жизнерадостная парочка друзей с портретами в руках, — а идти еще так далеко!
— Где же далеко! — не выдерживаю я. — А как люди в блокаду ходили?
Ребята очень разные. Многие держатся серьезно, некоторые явно рады, что слиняли с уроков и хотят побыстрее оказаться на свободе. Фотографии своих родственников ребята не брали, ведь сопровождать кого-то с несколькими штендерами в руках было бы непросто.
Почти не было на шествии и других жителей района со своими портретами — ведь о том, что акция пройдет в виде «Бессмертного полка», заранее не сообщалось. Как мне объяснили, так было решено потому что традиция еще не сложилась, и слишком частые шествия с портретами могут быть неоднозначно восприняты.
Тем временем процессия пересекает проспект Славы и подходит к зданию администрации. Здесь уже установлена небольшая трибуна с экраном, на котором мелькали кадры кинохроники. В центре площади из красных свечей выложена цифра «75», ее заранее приготовили зажгли другие юные участники акции.
— Это ваша мама, наверное? — спрашиваю я про красивую женщину на портрете. — Вы очень похожи.
— Правда? — моя пожилая собеседница оживает и улыбается. Да, это моя мама.
— А мы с моей мамой похожи? — включается в разговор ее соседка.
Начался митинг, его открывает глава района Валерий Вячеславич Сапожников.
— Это были страшные дни, погибали люди, я думаю, был паника... я не знаю, как они тогда выжили. Они говорили голосом Ольги Берггольц, они выражали себя музыкой Шостаковича, проводили футбольные матчи, работали на заводах. И когда этот день наступил, я думаю, для всех, кто его праздновал, он стал вторым днем рождения.
Тамара Филипповна Андреева, председатель первичной организации «Жители блокадного Ленинграда» при МО-72 обращается к молодым участникам митинга.
— Блокада это действительно Блок Ада. Это голод, холод, нечеловеческие условия. Сердца ленинградцев бились в унисон с метрономом. Сегодня молодое поколение должно знать, что наша земля пропитана болью и кровью. Мы не хотим стареть, мы берем от молодежи все — их задор, их смелость. а делимся своей мудростью и своими годами, которые прожили в Ленинграде".
Следом берет слово депутат Любовь Егорова:
— Спасибо за ваш героизм, за ваш подвиг, за ваше мужество, за то что вы сделали не только для Ленинград, но и для всей страны. И еще хочу пожелать.чтобы вы долго оставались строю и говорили о том что было на самом деле именно в те страшные годы, которые вы пережили. И самое главное — живите долго, радуйте нас и будьте здоровы.
На сцене — ребята из студии «Мы», они показывают трогательную композицию на стихи Ольги Берггольц, посвященную военным письмам, не нашедшим своего адресата. Белые конвертики в их руках овеяны летящей метелью, а на улице по прежнему очень холодно. Одна из женщин просит сфотографировать ее на мобильник вместе с мужем. Он на портрете.
Но вот недолгий митинг заканчивается приглашением пройти в здание администрации, там ветеранов ждет горячий чай и вкусные пирожки. Небольшой хор в фойе поет военные песни, потом их сменяет камерный духовой оркестр.
Начинается концерт «Ленинградский день победы». Его открывает хор ДК Железнодорожников и ветеранов Фрунзенского района. В его исполнении звучит Гимн великому городу, а у многих вокалисток на груди — военные медали.
Артисты Дмитрий Ефименко и Артур-Габриэль Эльстон читают блокадные стихи Юрия Воронова, а потом снова звучат песни. Медаль за оборону Ленинграда" и печальных «Журавлей» и "в исполнении Сергея Боголюбского сменяет Елена Татьянок, с веселым фокстротом, «Ландыши», а торжественную «Ладогу» весь зал поет стоя.
В строгую ретро-программу время от времени вливаются композиции ансамбля «Романтика». Девочки танцуют легко и зажигательно, и мемориальную атмосферу наполняет чувство будущего — светлого и прекрасного, ради которого и сражались наши родные. Выходя из зала несколько зрительниц, дружно затягивают «Город над вольной Невой».
Акция закончилась — плакаты с фотографиями остаются на хранении в здании администрации, а ветераны расходятся по домам. Некоторые размышляют, правильно ли это.
На обратной дороге я думаю о ребятах, которых видела сегодня. Среди них уже немного тех, кто вырос на руках бабушек и дедушек, переживших блокаду. Тех, кто увидел ее в глазах своих родных, в их привычках, в их словах и молчании. Время идет дальше, и для многих война постепенно становится лишь частью истории — страшной и далекой.
Традиция «Бессмертного полка», возможно, наш единственный шанс сохранить живую нить памяти для наших детей и внуков. Мы не знаем, какой она будет в дальнейшем — снова станет исключительно акцией в честь Дня Победы или же разовьется во множество шествий, посвященных самым разным событиям. Но самое главное — чтобы она осталась живой и не утратила своей эмоциональной и духовной силы.
Ольга Ясененко.