В подземном царстве: строящаяся станция метро «Проспект Славы»
Состоявшийся 20 июня пресс-тур на станцию метро «Проспект Славы» стал неожиданной возможностью увидеть своими глазами строительство одного из объектов долгожданного Фрунзенского радиуса и рассказать о нем.
Многочисленных журналистов из разных городских СМИ пригласили на строительную площадку около половины второго дня. Работы на ней шли полным ходом — кран разгружал огромные трубы, вокруг шахт разного назначения трудились люди, маленький экскаватор таскал камни. А еще стройплощадку украшали юмористические надписи, их было очень много. Времени было достаточно, чтобы осмотреть все.
По лестнице мы спустились в подземный переход. Часть его стен уже отделана серыми и бордовыми гранитными плитами, а опорные колонны уже полностью облицованы. Там, за полиэтиленовой перегородкой, будет выход к домам на противоположной стороне Бухарестской улицы.
Из подземного перехода попадаем в вестибюль станции. На пол уложены первые плиты, они еще не застыли, и чтобы журналисты нечаянно не задели их, огорожены лентой. Голоса заглушает шум работающих инструментов — несмотря на посетителей, строительство вестибюля продолжается.
В центре зала хорошо просматривается помещение с кассовыми окнами, справа около стены — пункт досмотра. С левой стороны расположены хозяйственные комнаты, а вдали блестит сферический свод тоннеля. Если не приглядываться к мелочам, тоннель выглядит совершенно готовым и ждет нас!
Эскалаторы — особая гордость станции. Когда их поставщик неожиданно отказался от участия в конкурсе, метростроевцами пришлось самим наладить производство.
Работы начали в 2013 году, все, что не смогли сделать сами, закупили у российских производителей, и стоимость получилась не только на 20-30 процентов ниже зарубежных аналогов, но и дешевле российских конкурентов. Теперь СМУ-9 намерено продолжать их выпуск для других станций и искать новых заказчиков.
Об этом и о многом другом рассказал журналистам генеральный директор СМУ-9 Алексей Уханов:
Эскалаторы тяжелого режима работы, были спроектированы специально для станций проспекта Славы. Их высота 50.6 метра, и они соответствуют всем современным нормативам. На ровную поверхность выходят 4-5 ступеней, это делает безопасным движение мам с колясками, пожилых и маломобильных граждан. В случае внештатной ситуации они останавливаются медленно, и человек, держащийся за поручни, удержится и не упадет.
Машина номер 3, на которой мы будем спускаться вниз, полностью готова к грузовым испытаниям. Наладка уже закончена, поэтому мы позволяем себе прокатить людей. К сожалению, из-за отсутствия постоянного напряжения, мы не можем провести обкатку всех эскалаторов и сказать, что они готовы. Впрочем, без готовности полов, стен, декоративных панно и освещения они работать все равно не начнут.
Эскалаторы сделаны так, чтобы их можно было ремонтировать и налаживать в процессе эксплуатации. Это очень важно особенно здесь, где совсем рядом проходит подземное русло реки Волковки, и есть риск что со временем ход будет менять свою геометрию.
Мы смогли соединить металлоконструкции так, чтобы их можно было рифтовать, не прерывая эксплуатации. Ведь от ровности направляющих, по которым движутся ступеньки, зависит плавность хода и комфорт пассажиров. Если люди не замечают, что едут по эскалатору — это лучшая похвала.
Автор проекта архитектурного оформления станций Николай Ромашкин-Тиманов рассказал о том, как будут выглядеть новые станции.
Мы находимся в вестибюле номер два. Этот зал будет решен в белом мраморе. Панно героев-пожарных уже находится в стадии мозаичного набора, его делает академия художеств, Быстров Александр Кирович. Панно в бело-красной гамме, оно будет сочетаться с белыми колоннами и красным гранитом на стенах. Его привезут сюда через три месяца.
Станция тоже будет оформлена в красно-белом колорите. Она будет пилонного типа, с наклонными стенами. В центре — парадная красная дорожка, на стенах главный элемент — световой карниз из цветного стекла, и лампы, дающие отсвет на потолок и на стены. Мы надеемся, что будет красиво. А вестибюль номер один будет облицован красным камнем и посвящен героям Афганистана.
На улице, на входе в метро будут только треугольные павильоны выходов с траволаторными спусками. Никаких ТРК, здесь останется парк. Да и сами павильоны будут очень маленькие. От обоих вестибюлей будут сделаны подземные переходы через Бухарестскую улицу. Осьминога на перекрестке с проспектом Славы тоже не будет, только переход на другую сторону.
Хотелось бы сделать удобную остановку на трамвайных путях, но она под вопросом. Там много подземных коммуникаций, все нужно согласовывать с дорожниками... Сейчас на этом месте идут технические работы, не связанные с ней. А Бухарестскую улицу мы конечно «выпрямим», но не ранее, чем закончим все работы.
И вот мы на эскалаторе! Спуск занимает около трех минут, и под ровное мурлыкающее гудение мы с удовольствием фотографируем все вокруг. Эскалатор действительно движется очень плавно, без посторонних шумов.
Внизу нас ждет еще один сюрприз — ненадолго, на десять минут, нам разрешили пройти на станцию. Она уже выглядит вполне узнаваемо, как обычная станция, только без облицовки. На одном из путей проложены рельсы — временные, которые скоро уберут, и настоящие. Контактный рельс еще не протянут, закрыт и выход на другую сторону, к проспекту Славы, там ведутся работы. На станции прохладно и пыльно, поэтому фотки получаются не очень. Но все равно уходить не хочется!
Заместитель гендиректора главный инженер ОАО «Метрострой» Алексей Старков рассказывает журналистам о финансовых перспективах строительства.
Чтобы не останавливать темпы работ, нужны финансы. Объем финансирования этого года уже выбран, теперь требуется переброска средств с 2018 года. Сейчас этот вопрос на утверждении, и до конца июня должен быть составлен баланс.
И еще остается вопрос корректировки общей стоимости контракта, пониженной на 30 процентов. Эти два фактора и влияют на срок открытия, и если в июле этот вопрос не решится — сроки придется сдвигать. Но будем надеяться, что и город и люди заинтересованы в новых станциях, и эта задача будет решена.
Время пролетело быстро. Метростроевцы провожают взглядом поднимающихся наверх журналистов. Я очень благодарна организаторам пресс-тура за уникальную возможность полюбоваться на труд подземных мастеров, всегда скрытый от посторонних глаз. Они работают с полной самоотдачей, и если бы не финансирование, станция, как и весь Фрунзенский радиус, давно была бы открыта. Теперь же остается надеяться, что это радостное событие произойдет в марте, а не в декабре будущего года.
Ольга Ясененко.