1919 год. Через Купчино по рубежам Гражданской. Часть 1

Пламя Гражданской войны, полыхавшее над нашей страной почти сто лет назад, затронуло всех, кто жил в те нелегкие времена. Где-то, подобно огненному смерчу, оно выжигало города, поля, и души людей, где-то лишь опаляло лица своим безжалостным алым заревом…... С тех пор многое стерлось из памяти, улеглось на полках архивов, покрылось городским асфальтом. Но не исчезло навсегда. И следы революционного прошлого можно найти даже у нас в Купчино. Об одной из подзабытых страниц «той единственной Гражданской» и пойдет речь.

Плакат 1919 года
Плакат 1919 года

Май 1919 года. Петроград почти блокирован: с юга наступает Северный корпус под командованием полковника А. Ф. Дзерожинского и генерал-майора А. П. Родзянко, в Карелии – Олонецкая добровольческая армия «белофиннов» под командованием генерал-лейтенанта В. С. Скобельцына. В революционном городе не хватает продовольствия, топлива, многие жители разбежались, оставшихся косят эпидемии. Измотанная боями 7-я армия А. К. Ремезова отступает все ближе и ближе к городским окраинам. Петросовет во главе с Г. Е. Зиновьевым на грани паники, он распоряжается эвакуировать все, что представляет ценность, и сам готов покинуть город. Рабочие протестуют, им этот шаг кажется предательством. Да и Советское правительство В. И. Ленина в Москве считает  по-другому: Петроград — колыбель революции, и его ни за что сдавать нельзя!

Председатель Комитета революционной обороны Петрограда Г. Е. Зиновьев
Председатель Комитета революционной обороны Петрограда Г. Е. Зиновьев

17 мая Совет рабочей и крестьянской обороны Республики срочно командирует в Петроград своего чрезвычайного уполномоченного — члена Реввоенсовета и представителя ВЦИК в СРКО И. В. Сталина. На следующий день после его прибытия в городе начинается мобилизация рабочих, организовывается патрулирование улиц, создаются военные курсы для мужчин и медицинские для женщин. Почти все работающие предприятия переориентируются на военные заказы, а на случай уличных боев по всему городу строятся баррикады, ведется беспощадная борьба с антисоветским подпольем.

И.В. Сталин и В.И. Ленин в 1919 году.
И.В. Сталин и В.И. Ленин в 1919 году.

И одновременно с этими мерами под руководством Сталина разрабатывается план защиты подступов к Петрограду, намечаются оборонительные рубежи вдоль северных и южных границ города. По этому плану вся территория города была разбита на три оборонительных рубежа. Южный рубеж обороны, о котором пойдет речь в этой статье, должен был пройти по линии деревень Рыбацкое, Купчино, Среднерогатская колония, Автово и выходил к Морскому порту.

В свою очередь, этот рубеж состоял из трех, а местами и четырех оборонительных линий, эшелонированных в глубину на 2–3 километра. Первая из них пересекала Балтийскую, Варшавскую и Витебскую железные дороги в районе нынешних Ленинского проспекта и улицы Типанова. Передовые окопы этой линии были выдвинуты к югу от деревни Малая Колония (находилась в районе современной площади Конституции).

А на на левом фланге укрепления тянулись вдоль Куракиной дороги (Альпийского переулка, Южного шоссе),  а затем, соединялись с окопами, идущими по краю Преображенского кладбища (кладбище Памяти жертв 9 Января). Пересекая Николаевскую (Октябрьскую) железную дорогу, линия выходила к Неве в районе деревни Мурзинка. Эти восточные укрепления должны были прикрывать город со стороны Колпино. Вторая линия шла позади первой – от устья реки Красненькой и вдоль ее течения. Пересекая железные дороги, она выходила в нынешний Московский район чуть севернее Чесменской богадельни (Чесменского дворца). Третья линия проходила гораздо ближе к городу, вдоль Путиловской (Соединительной) ветки железной дороги. Она тянулась от Путиловского (Кировского) завода, через Воздухоплавательный парк и Финляндский мост на правый берег Невы в Малиновку.

План внутренней обороны Петрограда.
План внутренней обороны Петрограда.

Возводимые на этих линиях укрепления должны были состоять из окопов с пулеметными гнездами и противопехотными кольями с колючей проволокой. Особое внимание уделялось местам возможного наступления противника вдоль железных дорога и шоссе. А окружавшие в то время город обширные пустыри очень подходили для ведения ружейно-пулеметного огня, и перекрестного,  и продольного в направлении ведущих в город дорог. По плану, эти линии не были предназначены для долгого позиционного противостояния. Их целью было временно удержать противника, дать возможность отступающей Красной армии перегруппироваться в городских кварталах и подготовиться к уличным боям.

Вся территория города была разделена на четыре боевых участка. Каждый из них отвечал не только за оборону своих улиц, но и за строительство укреплений на его окраинах. Участок номер четыре, называвшийся Невским, должен был укрепить территорию от Витебской железной дороги до берега Невы. А в случае удара противника – занять позиции на линии Купчино – Ново-Александровская. Сюда же, на линию Воздухоплавательный парк – деревня Купчино должны были в случае прорыва противника, отступить защитники 3-го боевого участка, расположенного в соседнем Нарвском районе.

Огневую поддержку защитникам южных рубежей Петрограда должны были оказывать 4-дюймовые орудия вставшего у Невского судостроительного завода эскадренного миноносца «Самсон». А со стороны Угольной гавани линию обороны прикрывали 12-дюймовые орудия линейного корабля «Севастополь» и других кораблей Балтийского флота. Так же были подготовлены несколько площадок для минометов и огневые позиции батарей.

Эскадренный миноносец "Самсон".
Эскадренный миноносец «Самсон».

Начальником участка № 4 был назначен коммунист по фамилии Арбузов. Для обороны Невского района и его окрестностей было выделено 5 батальонов, 4 пушки и 36 пулеметов. Ничтожно мало, но, скорее всего, больше и не было. Да и сами батальоны состояли из рабочих, которые по различным причинам (из-за возраста или здоровья) были признаны негодными к отправке в красноармейские части. Днем они трудились на своих предприятиях, а по вечерам учились военному делу.

В те дни Красной Армии удалось отбросить белогвардейцев от города. 21 июня 7-я армия РККА перешла в контрнаступление и в августе вышла на рубеж реки Луги, а 15-я армия А. И. Корка освободила город Псков. Сталин вернулся в Москву и возможно, план строительства укреплений на окраинах города так и остался бы нереализованным.

Продолжение здесь.

Ольга Ясененко
под редакцией Леонида Харитонова